Пиотровский: Культура — такой же символ России, как герб и флаг
Поправки в Конституцию закрепляют на самом высоком уровне особое значение культуры в России, уверен директор крупнейшего музея страны
После закрытия учреждений культуры для посещений самый известный российский музей продолжал работу по сохранению и реставрации экспонатов и подготовке новых проектов, а экскурсии перешли в онлайн. Будет ли Эрмитаж использовать дистанционные технологии после возвращения к привычному формату работы? Почему так важна поправка в Конституцию о культуре как уникальном наследии, которое должно охранять государство? Об этом директор Эрмитажа и член Общественного совета при Комитете Госдумы по культуре Михаил Пиотровский рассказал в видеоинтервью в рамках авторского проекта Наталии Пилюс «О культуре в Год памяти и славы» в «Парламентской газете».
- Михаил Борисович, несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, в учреждениях культы проводится огромная работа, в том числе онлайн. Как Эрмитаж работал в период пандемии?
- Эрмитаж не закрывался, так как у любого музея как минимум пять функций — собирать, хранить, изучать, реставрировать и показывать. Все функции, кроме последней, мы выполняли во время пандемии ограниченным кругом людей. Представление коллекций перешло в онлайн, и эти два месяца дали, считаю, очень хорошие результаты. Ведь основное количество посетителей, а к нам ежегодно приходит около 5 миллионов человек, как правило, получают поверхностное впечатление от Эрмитажа. В то время как онлайн позволяет достучаться до тех людей, кто обычно в музей не ходит, рассказать им о сложном организме музея. Как результат такой работы — за последние месяцы на нашем сайте и в соцсетях 39 миллионов посещений (пока статья готовилась в печать, посетителей стало 40 миллионов).
После окончания пандемии нам предстоит решить довольно непростую задачу правильного сочетания онлайн и офлайн, чтобы часть впечатлений, которые дарит людям музей, сочеталась с информацией в социальных сетях.
История с пандемией также показала, что культуре необходимы гарантии от государства. В связи с угрозой распространения коронавируса музеи прекратили принимать посетителей и получать за это деньги. В какой-то момент казалось, что они могут сами себе их заработать. Но поиски дополнительных источников дохода не должны быть основной задачей музеев, потому что их задача — хранить культурное наследие. Считаю, что государство должно обеспечивать эти функции и компенсировать те доходы, которые не состоялись. Это — очень важная позиция для будущего России.
- Этот год ознаменован крупнейшим общественно-политическим событием в России — работой над поправками в Конституцию Российской Федерации. Вы были в составе рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации и вместе с Александром Калягиным и Денисом Мацуевым внесли поправку в статью 70 Конституции РФ, о том, что культура России является уникальным наследием многонационального народа и охраняется государством. Что для вас лично работа в рабочей группе и в этой поправке и есть ли подобное в законодательстве других стран?
- Думаю, что эта поправка уникальна. Хотя она проистекает из смысла деятельности людей культуры — и театральных, и музыкальных, и музейных. Мы много лет пытаемся привести юридическое состояние нашей страны в соответствие с интересами и задачами культуры. Работа над поправками в Конституцию дала возможность закрепить на самом высоком уровне особое значение культуры в России. Мы считаем, что культура для России символ, такой же по значению, как флаг и герб. Флаги и гербы меняют, а Достоевский, Пушкин, Чайковский всегда с нами. Для нас было важным это отметить и сделать, исходя их этого утверждения, другой важный вывод — культура должна защищаться и охраняться государством.
- Одним из самых громких ваших заявлений последнего времени является предложение о создании альтернативных ЮНЕСКО международных организаций культуры. Откуда появилась эта идея, как, на ваш взгляд, реализовать её и на базе каких учреждений и даже стран могла бы осуществляться координационно-методическая работа?
- Разумеется, мы не предлагаем ничего альтернативного ЮНЕСКО создавать. Но в последние годы многие международные организации оказались слишком политизированными. По моему мнению, их надо немного обновить. Сегодня много проблем в сфере культуры, и надо, чтобы они рассматривались под эгидой ЮНЕСКО. Но политические соображения этому мешают — к примеру, ЮНЕСКО не может работать в Сирии. Поэтому мы предлагаем новые инициативы, которые будут происходить под эгидой этой организации, но с другим отношением — менее политизированным и более обращённым к культуре. Мы должны ЮНЕСКО, как и другие международные организации, подталкивать действовать активнее, а заменять её мы не собираемся.
- Какие проблемные вопросы в области культуры, по вашему мнению, требуют изменений в законодательстве?
- Таких вопросов много. Мы сейчас в Общественном совете при Комитете Госдумы по культуре обсуждаем основы законодательства, которые совмещали бы свободу и обязательства государства, о которых я говорил ранее. Я думаю, что культуре необходимо три типа гарантий. Во-первых, государственная гарантия бюджета. Во-вторых, гарантия выставочной деятельности, чтобы всё, что выехало из страны, должно вернуться. В-третьих, гарантия страхования. Необходимы механизмы, по которым государство гарантирует выплату, если произойдёт страховой случай. У нас есть целая программа, по созданию уникальной культурной политики и пакет удивительного законодательства о культуре. Но всё это мы сможем сделать только вместе с вами, депутатами.
- В Год памяти и славы, когда наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, вопросам патриотического характера уделено особое внимание. 8 мая 1965 года семь городов впервые были удостоены звания «город-герой», и среди них — Ленинград. Город отличился не только беспрецедентным мужеством воинов, его защищавших, но и стойкостью жителей, которые подчас ценой собственной жизни сохраняли культуру нашей страны. Расскажите, как сотрудники сохраняли одну из жемчужин России — Эрмитаж, его коллекции в годы войны, какую просветительскую работу вели?
- Об истории Эрмитажа во время Великой Отечественной войны написано много книг, и в одной из них есть такая формула — «подвиг Эрмитажа». Сейчас, спустя 75 лет после окончания войны, мы живём памятью о тех событиях. Во время войны треть музейной коллекции находилась в Зимнем дворце, две трети — в Свердловске. В первую страшную зиму блокады сотрудники Эрмитажа умирали от голода, но защищали музей от бомб, снарядов, устраивали научные конференции и даже экскурсии по залам музея с пустыми рамами. Они пытались не просто сохранить коллекции, а превратить Эрмитаж в один из лучших музеев, каким он стал сегодня. И в этом, считаю, заключается смысл великой войны — это была не война одной державы против другой, а борьба добра со злом, в которой мы победили.
Беседовала Наталия Пилюс
Записала Светлана Заверняева