Петербургские депутаты предлагают передать охрану подводных памятников регионам
Законодательное собрание Петербурга приняло в первом чтении проект постановления о внесении в Госдуму законопроекта об охране подводных объектов культурного наследия. Речь идёт, в частности, о защите старых затонувших кораблей, упавших в море самолетов и их грузов.
Сейчас в законодательстве в этом вопросе — пробел. Полномочия органов охраны памятников простираются только до границ субъектов Федерации, а они проходят по береговой линии морей и внутренних вод. Шаг в море — и это уже территория, регулируемая исключительно федеральным законодательством. Но оно почти не затрагивает вопросы охраны подводных памятников.
«Вариантов решения проблемы два, — сообщил автор законопроекта Алексей Ковалев. — Или все полномочия передаются в ведение субъектов Федерации, как с наземными памятниками, или этим должен заниматься Минкульт. Но Министерство культуры отказалось, так как у него нет ресурсов на водную акваторию, поэтому остается единственный вариант».
Только в Финском заливе и Невской губе лежат сотни затонувших судов — уже в ранее Средневековье там проходили оживленные морские пути. Много кораблей и самолетов потопили в годы Второй мировой войны. В Выборгском заливе, к примеру, на дне лежат остатки шведской эскадры, разбитой в 1790 году армадой адмирала Чичагова. У острова Гогланд с 1869 года лежит фрегат «Олег», затонувший из-за столкновения во время учений — в 2014 году к нему на батискафе опускался президент России Владимир Путин.
Проблема охраны подводных памятников актуальна не только для Петербурга и Ленобласти — например, у берегов черноморских регионов лежат тысячи кораблей, включая античные. В 2011 году Владимир Путин, погружаясь на батискафе в Таманском заливе, поднял две амфоры.
Изменения, предлагаемые петербуржцами, не только расширяют полномочия регионов, но и предписывают федеральным службам регистрировать и оберегать подводные памятники и зоны их охраны, причем не только в морях, но во внутренних водоемах — сейчас кадастровый учет затонувших объектов невозможен.
«Недавно в Новгороде на дне реки Волхов обнаружили древний мост, самый первый, — рассказал Алексей Ковалев. — Но он ни в каком кадастре не отмечен. И сейчас как раз в этом месте запланированы дноуглубительные работы. Чиновники говорят, что им все равно, есть там мост или нет — на карте же его нет!»
Законопроект уже обсудили в Совете законодателей и в Комитете Госдумы по культуре — обе эти структуры идеи петербуржцев поддержали.