Петербург посвятил год стратегическим обновлениям
Топ-семь достижений Северной столицы 2024 года
В этом году в Петербурге выбирали губернатора, принимали бюджет, намечали крупные мегапроекты, усиливали социальную составляющую городской повестки. Но самое главное — власти впервые за долгие годы вводили стратегические объекты, которые войдут в историю.
Бесконтактный, но платный
В декабре в Петербурге открыли Витебскую развязку, строительство которой начали в 2021 году. Президент Владимир Путин по видеосвязи открыл объекты транспортной инфраструктуры по всей России, и этот в том числе. Развязка — первый этап будущей Широтной магистрали, которая дополнит существующую сегодня платную трассу ЗСД. Она будет работать без шлагбаумов — технология оплаты называется free-flow или «свободный поток». Сама развязка напрямую связывает восточные районы с центром города, разгружая съезд с ЗСД на Благодатную улицу. На этот проект Петербург получил 10 миллиардов из федерального бюджета и столько же в рамках инфраструктурного кредита. Остальные средства получены из городского бюджета и за счет инвестиций.
Новый разводной
В начале 2024 года Петербург впервые за 40 лет приступил к строительству нового разводного моста — Большого Смоленского. В январе он получил положительное заключение госэкспертизы. Мост перекинется через Неву от улицы Коллонтай до проспекта Обуховской Обороны.
Длиной более полутора километров в шесть полос с трамвайной линией, он будет стоять на десяти опорах. К концу года уже провели бурение под опоры, а также укрупнительную сборку и монтаж металлоконструкций одного пролета. Пока возведение моста идет с опережающими темпами, сроки его ввода уже сместили с 2029 на 2028 год.
В память Ленинградской битвы
В течение года власти города проводили архитектурный конкурс эскизов масштабного мемориала в честь Ленинградской битвы. В декабре выбрали победителя. В основе концепции лежит идея линейного паркового ансамбля, включающего в себя шесть аллей Славы и площадь Ленинградской битвы. Аллеям дадут имена Ленинградского, Северо-Западного, Северного, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов. Кроме того, появится аллея Героев Ленинградской битвы. Радиальное зонирование комплекса олицетворяет Лужский, Красногвардейский и Колпинский рубежи.
Мемориал построят в Шушарах на площади 12,5 гектара, которая просматривается с городских пространств, федеральных трасс и из Экспофорума, где проходит много городских и международных мероприятий. Саму площадку поднимут на 9,7 метра над окружающим ландшафтом, это 45,6 метра над уровнем моря.
Новые выплаты блокадникам
Весь 2024 год прошел под знаком 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Организацию ключевых мероприятий курировала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Городские власти, учитывая, что в 2025 году страна будет отмечать 80-летие Победы, решили увеличить выплаты к юбилейным датам из местного бюджета, которые идут в дополнение к федеральным.
К 9 Мая из городского бюджета инвалиды, участники, ветераны ВОВ, бывшие узники концлагерей и блокадники, жившие в Ленинграде с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, получат по 15, а не по 10 тысяч рублей. Вдовы и вдовцы участников и инвалидов ВОВ, а также те, кто родился до 3 сентября 1945 года — по 19, а не по 5 тысяч рублей. Также решено сделать ежегодными выплаты ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, к 27 января: от 5 до 10 тысяч рублей в соответствии с льготными категориями.
«У нас особенный город. Город-герой. Такого большого числа ветеранов и детей войны нет ни в одном регионе России. Сегодня у нас проживают более 225 тысяч человек, переживших войну», — отметил губернатор Александр Беглов.
Настойчивая реновация
Несмотря на сопротивление федеральных коллег, петербургские депутаты продолжают настаивать на своей версии правил реновации застроенных территорий. Для Петербурга вопросы географии расселения, гарантий для жителей и другие нюансы являются принципиальными, так как были выверены с жителями, интересы которых напрямую затрагивает программа КРТ. Спикер Заксобрания Александр Бельский убежден, что работа над поправками в федеральный закон о КРТ — самый главный законодательный процесс 2024 года. Но завершить его пока не удалось. Поэтому Петербург продлил мораторий на программу реновации до 2026 года.
А Беглов заявил, что город будет откладывать программу, пока федеральные законодатели не услышат позицию города: «Пока мы не урегулируем все важные для горожан вопросы, мы к этой программе не приступим. Свою задачу как губернатор вижу в том, чтобы максимально защитить петербуржцев. Никаких насильственных переездов по программе в Петербурге не будет».
Прочь с узких тротуаров
С августа 2024 года волевым решением Смольного в исторических районах запретили парковать прокатные СИМ, позволив им проезжать только транзитом. Пока местных законов с правилами нет, но власти заключают соглашения с компаниями кикшеринга. И там самые жесткие в стране ограничения: скорость электросамоката в черте Петербурга не более 20 километров в час, тогда как по ПДД — 25. В мегаполисе 36 зон, где запрещено кататься на СИМ. В 175 локациях скорость ограничена до 15 километров в час, в том числе возле 13 станций метрополитена в вечерние и утренние часы пик. И еще семь территорий, где двигаться можно не быстрее 10 километров в час.
Безопасные карусели
С двух попыток в течение двух лет депутаты петербургского Заксобрания смогли доработать и внести на рассмотрение федеральных коллег законопроект, регламентирующий эксплуатацию, техническое состояние и госрегистрацию аттракционов — каруселей, батутов и колес обозрения. Пока регионы решают все эти вопросы самостоятельно, и, возможно, поэтому в парках развлечений регулярно происходят ЧП, иногда с трагическими последствиями.
Госдума рассматривает документ во втором чтении. Федеральные депутаты и чиновники решают два ключевых вопроса: о режиме контроля и о целесообразности создания единого реестра аттракционов. К документу подано уже около сорока поправок.
Ещё материалы: Владимир Путин, Валентина Матвиенко