Петербург: год после теракта в метро
Следствие подходит к концу, а уроки из трагедии будут извлекать ещё долго
Тема: Взрыв в петербургском метро
Цветы на станции метро "Технологический институт" в память о погибших в результате теракта 3 апреля 2017 года на пересечении станций метро "Сенная площадь" и "Технологический институт". Фото: Интерпресс/ТАСС
У станции петербургского метро «Технологический институт» снова лежат цветы. Они — в память о тех, кто погиб во время теракта, произошедшего ровно год назад, 3 апреля 2017 года. Тогда в 14:33 в вагоне поезда, мчавшегося от «Сенной площади» к «Техноложке», прогремел взрыв. Погибли 15 человек и одна нелюдь — террорист-смертник Акбарджон Джалилов, который и привёл в действие бомбу, лежавшую в его рюкзаке.
Одиннадцать подозреваемых
Так совпало, что именно в годовщину трагедии в Московском городском суде рассматривали вопрос о продлении срока ареста подозреваемым в организации теракта в питерской подземке. Их 11 человек. Восьмерых спецслужбы задержали в Петербурге, в квартире на Товарищеском проспекте. Это Сейфулла Хакимов, Ибрагибжон Эрматов, Дилмурод Муидинов, Бахрам Ергашев, Азамжон Махмудов, Махамадюсуф Мирзаалимов, Шохист Каримов и Содик Ортиков. Вскоре уже в Москве под стражу попали братья Аброр и Аркам Азимовы, а также брат Ибрагибжона Эрматова Мухамадюсуп.
По версии следствия, организатором теракта и наставником исполнителя был Аброр Азимов, а его брат Аркам привёз из Турции деньги на проведение этой акции.
«Особую сложность представлял тот факт, что заказчик, организатор и исполнители теракта не были знакомы между собой, — сообщила официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко. — Они поддерживали связь с помощью современных средств коммуникации».
Так что именно после петербургской трагедии у ФСБ возникли претензии к Telegram. От его владельца Павла Дурова потребовали ключи для дешифровки всех сообщений, которые передаются с помощью мессенджера. Тот отказал и объяснил: система устроена так, что ключи генерирует телефон абонента, и они есть только там. Однако российские спецслужбы этот ответ не устроил, и Роскомнадзор дал срок до 4 апреля, чтобы исполнить предписание ФСБ, иначе мессенджер будет заблокирован.
Между тем следы от посланных сообщений остаются — даже если их нельзя прочесть, ясно, кто с кем переписывался. И эту информацию, судя по всему, Telegram передал спецслужбам оперативно, потому что на выяснение контактов Джалилова ушли считаные дни.
Расследование дела о теракте в метро уже подходит к концу. Следственный комитет сообщил, что не за горами суд.
Такой город
Трагедия, разыгравшаяся в Петербурге год назад, окрашена не только цветами траура. Горожане почувствовали себя тогда сплочёнными и показали свои лучшие качества. Когда метро прекратило работу и сотни тысяч людей не могли доехать до дома, водители стали их бесплатно развозить. К ним присоединились таксомоторные компании, которые пригнали все свои машины в центр и тоже возили пассажиров бесплатно. Автозаправочные станции не брали с таких волонтёров деньги за бензин. Западный скоростной диаметр поднял шлагбаумы, сделав проезд по обычно платной магистрали свободным. Кафе и рестораны пускали всех в кафе погреться и сходить в туалет, бесплатно предлагали чай и кофе. Наземный транспорт и электрички бесплатно везли пассажиров.
Одним из волонтёров, развозивших горожан, оказался депутат Госдумы Сергей Боярский.
«Я не вижу в этом никакого подвига, это нормально, — рассказал потом парламентарий. — Многие водители поступали так же. Все мои близкие, знакомые, друзья занимались тем же самым. Потому что они нормальные люди, а помогать другим, тем более в такой ситуации — нормально. Я не удивлён поведением петербуржцев. Но я восхищён и считаю, что это — лучший ответ тем, кто пытается нас запугать, разобщить. Горожане проявили себя прекрасно. И ведь никто не боялся. Люди, море людей шло по мостам, по основным городским артериям — и никакой паники, никакой злости, все были собраны, спокойны. Все готовы помочь друг другу».
Никто их не звал, никто не давал никаких команд. Это действительно отличает наш город, петербуржцев.
«Посмотрите, сколько народу пришло на донорские пункты! — восхищалась в те дни земляками спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. — Никто их не звал, никто не давал никаких команд. Это действительно отличает наш город, петербуржцев».
Эксперимент на людях
Сразу после теракта в петербургском метро усилили меры безопасности. На входе дежурили не по одному-два охранника, а по четыре-пять плюс несколько полицейских с автоматами. К оставленным бесхозным предметам проявляли повышенное внимание — из-за них неоднократно закрывали станции и целые перегоны. Впрочем, это продолжается и сейчас.
А летом в метрополитене начался эксперимент. Подземка выбрала четыре наименее загруженные станции, чтобы на их примере узнать, как сотрудники и оборудование способны выполнять требования безопасности.
Перед «Электросилой», «Спасской», «Звенигородской» и «Крестовским островом» тут же выросли огромные очереди: каждого пассажира досматривали, багаж просвечивали — как и было предусмотрено постановлением Правительства №410, вышедшим через два дня после теракта.
Для людей это была пытка: чтобы только войти на станцию, требовалось по 10-15 минут, а на «Электросиле» — 20-25. Возмущению горожан не было предела.
«У нас есть всё необходимое для досмотра пассажиров оборудование, но поток в разы больше, — оправдывалась пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель. — Поэтому образуется очередь. А так как мы не имеем права допускать, чтобы в преддосмотровой зоне скапливалась толпа, нам приходится периодически закрывать станции».
Эксперимент доказал: такая система безопасности в метро неэффективна. Но зато он показал, сколько людей проходит через станции в будние дни, сколько в выходные, сколько времени уходит на досмотр каждого, сколько предметов провозят пассажиры. На основе этих цифр разрабатывается новая система обеспечения безопасности.
Новые законы
Извлекли уроки из трагедии и представители власти. Петербургское Заксобрание вместе со Смольным начало разработку законопроекта, который гарантирует денежные компенсации не только пострадавшим в терактах, но и потерпевшим — а это два разных статуса. Нынешние правила обеспечивают финансовую поддержку только тем, кто получил физические повреждения, а к моральным страданиям закон глух.
Моральный ущерб от пережитого может потребовать очень серьёзного лечения.
Между тем год реабилитации 103 пострадавших показал: моральные травмы ничуть не легче физических. Люди, вроде бы вышедшие тогда из подземки целыми, вовсе не отделались одним испугом: у некоторых до сих пор бессонница, кошмары, головные боли, страхи. Многие и сейчас испытывают невыносимый ужас, когда спускаются в метро. Все они лечатся у психологов, принимают лекарства.Одним из тех, кто активно поддержал законопроект, стал глава комитета по социальной политике Александр Ржаненков: именно его ведомство занималось проблемами потерпевших, оказывало им помощь.
«Моральный ущерб от пережитого может потребовать очень серьёзного лечения, — объяснила соавтор законопроекта депутат Надежда Тихонова. — К тому же не всегда вред психике проявляется сразу. Я считаю, что необходимо поддержать горожан, переживших кошмар теракта».
Ещё один законопроект, рождённый по следам петербургской трагедии, касается забытых в транспорте вещей. До сих пор чуть ли не ежедневно приходится из-за них закрывать станции на проверку. Депутаты Денис Четырбок и Марина Щербакова предложили штрафовать тех, кто оставляет свои сумки без присмотра, — возможно, эта мера поможет бороться с забывчивостью. Метрополитен инициативу поддержал: запрет оставлять вещи уже появился в правилах пользования подземкой.