Все о пенсиях в России

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Перевозчиков обяжут строже следить за водителями такси

Минтранс предлагает ограничить рабочий день таксиста 12 часами — но есть нюансы

27.02.2023 14:12

Автор: Николай Козин

Перевозчиков обяжут строже следить за водителями такси
  © Мария Девахина/РИА Новости

Рабочий день не более двенадцати часов и обязательные перерывы на отдых. Такие требования содержатся в проекте постановления кабмина «Об утверждении норм рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством для физических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». Документ, подготовленный Минтрансом, опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» подробно ознакомилась с новшествами, которые предлагает ведомство.

Здесь закончил — там вышел

Согласно документу, продолжительность рабочего времени физического лица не может превышать двенадцать часов с момента получения службой заказа легкового такси информации о готовности этого лица к выполнению заказов легкового такси. Другими словами — никаких больше критических двадцати- и тридцатичасовых переработок. Кроме того, рабочее время таксиста обязательно должно быть разделено на части. Сколько их будет и насколько они будут долгими, водитель решает сам, требований тут только два: на первый перерыв можно уйти не позже чем через пять часов после начала смены, а сами перерывы в сумме не должны превышать все тех же пяти часов.

«Принятие проекта постановления упорядочивает деятельности перевозчиков легковых такси, минимизирует риски причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба при возникновении дорожно-транспортных происшествий с участием легковых такси», — отмечается в пояснительной записке.

По словам председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина, инициатива, безусловно, важная и нужная. Так, в России запрет на вождение в состоянии усталости даже вынесен в отдельный пункт  Правил дорожного движения. А в Европе с 2022 года запрещено продавать автомобили без специальных систем безопасности, напоминающих человеку о том, что пора отдохнуть. Однако одними лишь новыми требованиями проблему решить не удастся.

«Во-первых, множество водителей сотрудничают одновременно с несколькими агрегаторами, — отметил Щербинин в беседе с  «Парламентской газетой». — И ничто не мешает им, например, «уйти на перерыв» в одном и в это время выполнять заказы для другого. Или брать несколько смен подряд у разных компаний».

Что изменится для автомобилистов и пешеходов с 1 марта

Фильтр для водителей

Второй момент — многие таксисты используют в качестве рабочего транспорта свои личные автомобили. Как в их случае разделять рабочее время и время, когда человек занимается своими делами?

«Скажем, я закончил на сегодня работать и еду забирать ребенка из детского садика, — приводит пример эксперт. — Но у агрегаторов сейчас нет никакой возможности, никакого функционала, который позволял бы водителю официально закрыть смену, — чаще всего человек, чтобы уйти с линии, просто выходит из приложения и перестает принимать заказы. То есть чисто технически я все еще работаю. А теперь представим, что меня останавливает ГИБДД. И я на ровном месте попадаю на штраф за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха».

Теоретически инспектору можно было бы предъявлять телефон с выключенным приложением. Но убедительным доказательством невиновности водителя это не станет. Во-первых, его можно выключить сразу — только заметив пост ДПС, во-вторых — некоторые водители имеют при себе не один телефон, а сразу несколько. Не станет же инспектор обыскивать человека и автомобиль, верно?

«На мой взгляд, решением проблемы мог бы стать запуск некой автоматической системы, которая собирала бы информацию о водителях, находящихся на смене, — предложил свое видение ситуации Ярослав Щербинин. — К слову, в Москве такая система существует — она называется КИС «АРТ». Когда водитель там регистрируется, ему присваивается единый ID для сотрудничества со всеми таксопарками и агрегаторами. Соответственно, если система видит, что человек пытается работать сразу на несколько компаний и находится на смене дольше установленного времени — она его блокирует. Там есть, конечно, свои недостатки и подводные камни, но в целом система вполне функциональная».

С тем, что инициатива Минтранса требует доработки, согласились и в Госдуме. Правда, как уберечь водителей от неправомерных штрафов, депутаты пока не знают.

«В новом законе о такси, который должен вступить в силу в этом году, есть пункт о создании специальных реестров автомобилей и водителей, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета по транспорту Рафаэль Марданшин. — На мой взгляд, не будет ничего сложного в том, чтобы через общую федеральную систему поставить некий фильтр или барьер, чтобы одна и та же машина и один и тот же водитель не были в итоге зарегистрированы у разных агрегаторов».

По словам парламентария, о том, как именно этот фильтр-барьер мог бы работать, говорить пока рано.

«Мы это еще не обсуждали, но раз такая проблема есть и есть запрос от профессионального сообщества — думаю, стоит этим заняться», — подчеркнул Марданшин.

Президент автомобилей