Павел Федяев: Поездка в такси может стать дороже, но не в два-три раза
Принятие профильного закона вместе с усилением безопасности пассажира и расширением обязанностей служб заказа объективно повысит стоимость проезда, считает депутат
Усиление ответственности агрегаторов, которые могут стать солидарными ответчиками по искам пассажиров в случае ДТП, закономерно повлечет за собой и увеличение расходов на страхование. Стоимость проезда по этой причине может повыситься, но не в два-три раза — этого не допустят законодатели. Об этом в интервью «Парламентской газеты» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев («Единая Россия»).
- Павел Михайлович, ранее уже несколько попыток предпринималось, чтобы законодательно урегулировать вопросы, связанные с работой такси, но все как-то «не заходило» — проекты отклоняли. В мае Правительство внесло в Госдуму свой законопроект. Есть основания думать, что на этот раз получится?
- Проект закона о такси затрагивает важную тему — роли агрегаторов в процессе перевозки, или, если по-русски, операторов. Должны ли они нести ответственность в случае ДТП? Или просто соединили покупателя услуги и продавца этой услуги — и все? Есть мнение, и не просто мнение, а позиция Верховного суда на этот счет, что ответственность они должны нести. У нас есть заказчик, водитель и есть собственник транспортного средства, который может не совпадать с водителем, это может быть и самозанятый, ИП или юрлицо. Оператор всех их соединяет. Закон говорит, что в этом случае наступает солидарная ответственность группы лиц, которая участвует в оказании услуги по перевозке. И наверное, это логично и правильно. Напомню, что благодаря тому, что мы состыковали все эти платформы через информационное поле с желающими увезти и желающими поехать, стоимость перевозки в такси за 10—15 лет снизилась в разы. То, что стоило 15 лет назад 5 тысяч рублей, сегодня стоит полторы или две тысячи. Это объективно.
- Ответственность агрегаторов повышается, затраты, значит, растут… Уместно ли в таком случае говорить о риске удорожания проезда после принятием закона о такси?
- Думаю, что да. И это не риск, а объективность. Ведь если мы вводим дополнительную ответственность, значит, это предусматривает страхование и какие-то другие расходы. Но мы не должны в данном вопросе совершенно забывать о безопасности пассажира, которая должна быть на первом месте. Конечно, стоимость не должна вырасти в два-три раза — этого мы должны избежать.
- Эксперты опасаются, что персональные данные пассажиров с принятием закона станут более уязвимыми. Это так?
- Не разделяю опасений, потому что сейчас эта информация и так присутствует у агрегаторов, через которые идет заказ такси. К Яндексу привязан телефонный номер, банковская карта, и эта информация, замечу, сейчас никак не регулируется. И совершенно логично будет, если законом им будет вменено в обязанность эти данные сохранять.
- Какие новшества могут появиться в законе?
- У нас сегодня по закону предоставлять услуги могут только ИП или юрлица, поэтому надо вводить туда и самозанятых. Это нужно тоже дорабатывать. Сейчас мы призываем активно подключиться к процессу регионы. Потому что важно, чтобы было максимально учтено мнение всех, ведь Москва и Санкт-Петербург заметно отличаются от Сыктывкара. Возможно, также стоит определить минимальный возраст, позволяющий работать водителями такси. Кроме того, мы решили отказаться от слова «агрегатор» при обозначении службы заказа. Как называть, пока не решили, возможно, назовем оператором. В законе будет полностью прописано, за что он отвечает и что входит в его права и обязанности.
- В каких поправках, по вашему, нуждается законопроект?
- Необходимо доработать моменты состыковки с трудовым законодательством. Также в проекте есть сомнительные нормы, которые предполагают создание юридических лиц только в одиннадцати городах-миллионниках, с чем мы категорически не согласны, потому что это дискриминация. У всех граждан должно быть одинаковое право доступа к этим услугам. И мы поработаем над этим. Также из текста проекта закона, который поступил к первому чтению, мы видим, что положение городов федерального значения и остальных городов разное. Мы это не поддерживаем.
Читайте также:
• МВД раскроет информацию о злостных нарушителях ПДД • Комиссию агрегатора за вызов такси предложили снизить
- С такси более-менее понятно, а вот что с дорогами, по которым они будут ездить? Рост цен на стройматериалы как-то повлияет на сроки сдачи магистралей?
- Когда мы в 2020 году в Госдуме утверждали министра транспорта Виталия Савельева, мы уже тогда ему свою обеспокоенность обозначали. У нас активно развивается строительство, выполняется программа «Безопасные и качественные дороги», увеличивается финансирование. Но госфинансирование привязано к конкретным объемам — километрам, площади и так далее. И совершенно очевидно было, что на фоне возросшего спроса есть риск увеличения стоимости стройматериалов. И действительно в 2020 и 2021 годах начался резкий рост цен на щебень, битум, древесину и металл. И тогда Правительство приняло решение позволить увеличивать стоимость заключенных ранее госконтрактов на 30 процентов, чтобы не срывались графики строительства.
- А в чем все-таки причина удорожания стройматериалов?
- Наш комитет промониторил этот вопрос практически по всей стране. Увидели в том числе, что рост наблюдается и по песку, и по щебню от 20 до 40 процентов, а в некоторых регионах и больше. И это ставит под угрозу выполнение заявленных ранее объемов строительства. Мы провели расширенное заседание комитета, на которое пригласили все заинтересованные ведомства. На какие-то вопросы ответы получили. Нам говорят, что стоимость стройки подросла из-за роста ключевой ставки, удорожания логистики. По некоторым позициям трудно понять, ведь щебень и песок добываем рядом, нужно чуть-чуть перевезти — из-за чего стоимость растет, не понятно. Еще одна причина — изменилось начисление налога на добычу полезных ископаемых, но это максимум три-пять процента роста, не больше.
- Что депутаты предлагают в этой ситуации?
- Мы, как законодатели, можем повлиять на ситуацию через повышение скорости оформления документов. Чем дольше оформляются бумаги на разработку карьера по песку и щебню, тем дороже это получается. Поэтому сегодня наша задача заключается в сокращении административных процедур и более оперативной выдачи разрешений и согласований проектов, а также экспертизы, чтобы это не растягивалось во времени. Потому что каждый дополнительный год строительства добавляет сверху инфляцию. Чтобы сохранить темпы строительства дорог, нужно постоянно контролировать весь процесс, начиная с заключения контрактов.
Ещё материалы: Павел Федяев