Патриотизм в Сети — это прикольно?
На каком языке следует говорить с молодёжью о серьёзных вещах
Подрастающее поколение плохо знает историю страны, своего края и народа, отмечают социологи. По мнению Владимира Путина, для исправления ситуации необходимо использовать современные средства и интернет-ресурсы, более понятные молодёжи.
Начиная с 2001 года патриотическое воспитание в нашей стране проделало путь от непопулярной и даже постыдной в обществе темы до идеи национального масштаба. Последовательно, набивая шишки, государство занимается восстановлением утраченного традиционного патриотического самосознания. Делает это в меру своих представлений о запросах общества и веяниях времени. Уже ясно, что только лишь выставки, конференции, «круглые столы» и акции, посвящённые воспитанию патриотизма, не всегда достигают цели. Не случайно глава государства Владимир Путин призвал использовать в работе с молодым поколением современные технологии и ресурсы.
Это требование отражено в госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 — 2020 годы», правда, достаточно размыто. В частности, предлагается сосредоточить внимание на формировании и обновлении специальных баз данных, анализе интернет-сайтов и блогосферы, создании информационно-аналитических материалов патриотической направленности. Считается, что новый технологичный подход будет ближе и понятнее молодому поколению. Попытаемся понять, как это работает.
«Память народа»
По мнению зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Людмилы Боковой, одним из наиболее удачных высокотехнологичных патриотических проектов, созданных государством, является Обобщённый банк данных «Подвиг народа».
Этот проект не имеет аналогов в мировой практике. Множество российских семей благодаря сайту Минобороны спустя десятилетия узнали о судьбе своих близких, прошедших через горнило войны. Поначалу ресурс произвёл эффект разорвавшейся бомбы, миллионы россиян и граждан стран СНГ принялись разыскивать своих родственников, результатами поиска в виде скриншотов с сайта они делились на своих страницах в соцсетях, привлекая к проекту новых пользователей.
В 2015 году военное ведомство попыталось повторить успех, создав сайт «Память народа». Новый проект поглотил предыдущий, добавив к существующим базам архивные документы о солдатах и офицерах Первой мировой войны. Однако прежнего ажиотажа этот ресурс, как и последующие разработки Минобороны, не вызвал. Отсканированные списки, реестры, ведомости нередко вызывали у пользователей, несведущих в военном деле, дополнительные вопросы, ответить на которые некому. Интерактивность сайта оставляет желать лучшего, данные давно не обновлялись, к тому же работает ресурс с ограничениями, что не добавляет ему популярности.
Квест «За мной Россия»
Совместный проект Минобрнауки и Российского военно-исторического общества проводится уже второй год. В этот раз он стартовал 4 мая. Организаторы предлагают школьникам экскурсии по местам боевой славы, параллельно решая военно-исторические головоломки. На фоне массового увлечения подростками разного рода квестами, в том числе и опасными для жизни, эта инициатива, казалось, должна была выстрелить. Но… В прошлом году, как отмечают организаторы, квест прошли всего три тысячи школьников. В соцсетях группы, созданные региональными представителями проекта, молодёжь посещает по-прежнему неохотно. Минимум перепостов и редкие комментарии типа «прикольно» и cool («круто» — англ.).
По словам директора Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук Андрея Покиды, языки старшего и молодого поколения отличаются: используются разные понятия, сленг. При этом молодёжь легко распознаёт «не носителя языка». Если настойчиво лезть в соцсети с непопулярными инициативами сверху, можно добиться обратного эффекта, убеждён эксперт.
Надо постоянно удивлять
Снижение интереса молодёжи к государственным патриотическим акциям зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике и информационным технологиям Андрей Свинцов (ЛДПР) объясняет как их невысоким техническим исполнением, так потребностью людей в чём-то новом.
«Акция «Бессмертный полк» с каждым годом меняется: добавляются новые страны, города, что даёт ей возможность оставаться популярной, — пояснил депутат. — Но если всё будет проходить по накатанной, то интерес людей постепенно пройдёт».
По мнению депутата, в работе по воспитанию патриотов нужно использовать уже накопленный успешный опыт, совмещая его с современными технологии. В частности, парламентарий рассказал о созданной при его поддержке «военно-патриотической территории» в Шаховском районе Московской области. Глава региона выделил участок земли, туда свезли полученную от Минобороны списанную военную технику, вырыли блиндажи и траншеи. Летом туда начнут привозить школьников, которые смогут ощутить наяву атмосферу военных лет.
«После погружения в ту эпоху можно с помощью новых технологий, через мобильные телефоны и гаджеты специальным контентом рассказывать правду о войне, — пояснил Свинцов. — Так ребята смогут лучше усваивать информацию».
При этом, отметил депутат, этот способ достаточно дешёвый: губернаторам ничего не стоит выделить подходящий участок земли, а списанную технику Минобороны даёт бесплатно. Такие территории можно открывать по всей стране десятками.
Инициатива снизу
Успех акции «Бессмертный полк» объясняется тем, что инициатива пошла снизу, быстро превратив проект в по-настоящему народный. Сейчас в Интернете набирает популярность ресурс Стенапризнаний.РФ, который также является сугубо частным продуктом. В 2012 году его придумала маркетолог Ольга Корсакова. Как она рассказала «Парламентской газете», ей хотелось создать проект, который будет интересен людям, чтобы он приносил радость. Так родилась идея ресурса, где любой желающий сможет оставить «на стене» семейную историю о своём родственнике, которым он гордится.
«Признания содержат в себе эмоциональный заряд, некий код искренности, нечто не затёртое и уникальное, — объясняет причину людского интереса к проекту его создатель. — Во время акций ресурс посещает до миллиона уникальных пользователей».
По сути, это электронное продолжения «Бессмертного полка», считает Корсакова. «В Интернете мы сильнее, — говорит она. — Пост о дедушке-герое, размещённый человеком на своей странице в соцсети, увидят десять друзей и поставят два лайка. У нас одна единица контента набирает до ста просмотров. Мы можем предоставить людям гораздо большую аудиторию».
Это побуждает молодёжь, зависимую от лайков и просмотров, к изучению истории своей семьи. Через своих предков они узнают и историю страны, родного края.
Словом, рецепт успешной госполитики патриотического воспитания граждан достаточно сложен и одновременно прост: последовательная и слаженная работа по всем возможным направлениям, поиск новых форматов, обновление их содержания и внимательное отношение к инициативам от народа.
Мнения
— Это можно делать через патриотические фильмы, через компьютерные игры или, как говорил классик, языком плаката, а в нашем случае — языком социальных сетей.
Самое главное, чтобы не было разнарядок. Если мы начнём и в соцсети, и в Интернет приходить к блогерам со скучными разнарядками по количеству комментариев и подписчиков, то мы просто заболтаем эту идею. Это самое страшное, что может произойти.