Пассажиров такси хотят застраховать
Станут ли после этого поездки безопаснее и дороже
ФотО: РИА Новости/Кирилл Каллиников
Группа депутатов Госдумы от разных фракций внесла на рассмотрение коллег инициативу, которая предусматривает ответственность агрегаторов за причинение вреда здоровью и имуществу пассажиров, пользующихся услугами такси. Сейчас действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» не распространяется только на этот вид транспорта.
Что предлагают депутаты
Изначальную версию законопроекта об обязательном страховании пассажиров перевозчиками легкового такси на рассмотрение палаты внёс в октябре 2017 года глава Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев. Но Правительство документ не поддержало, так как в нём не было чётко прописано, кто является ответственным — агрегатор такси или водитель и, соответственно, с кого пассажиру требовать страховку.
Вместе с тем в феврале 2018 года замглавы Минфина Алексей Моисеев рассказал, что в ведомстве тоже думают о формате страхования пассажиров такси. «С учётом широкого распространения агрегаторов появилась общественная потребность, чтобы эти услуги были застрахованы, она есть», — сказал тогда чиновник. Он отметил, что в Москве количество ДТП с участием такси за 2017 год выросло на 32 процента. При этом, по мнению Моисеева, если заставлять таксистов покупать обязательное страхование перевозчика, то это может привести к тому, что легальные перевозчики станут неконкурентны.
К марту 2018 года инициативу Жигарева доработали уже при участии Комитета палаты по бюджету и финрынкам. Члены структуры устранили все неточности и переработали пункты, вызвавшие вопросы у кабмина. Глава комитета Анатолий Аксаков также подписался под документом.
В доработанной версии чётко прописано, что ответственность несёт именно агрегатор такси. «Мы поменяли законопроект — внесли ясность», — сказал Аксаков «Парламентской газете», уточнив, что поправки, как и в версии Жигарева, будут вноситься в закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП).
Проблема — не страхование, а теневой бизнес
«У меня сложилось опущение, что авторы этого документа вообще плохо себе представляют, что такое перевозки пассажиров. Переносить ответственность на организации, которые являются посредниками, нельзя. Кроме того, предложения, указанные в инициативе, никак не согласуются с существующим Федеральным уставом автотранспорта, где перечислены основные принципы осуществления грузовых и пассажирских перевозок», — прокомментировал «Парламентской газете» концепцию законопроекта первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Чаще раза в месяц | 79% |
Несколько раз в месяц | 50% |
Несколько раз в неделю | 22% |
Практически ежедневно | 7% |
Он считает, что даже если проект будет принят, то коснётся он легальных перевозчиков, а их меньшинство. «В некоторых регионах процент легальных перевозок доходит только до 30 процентов, в лучшем случае, что редкость, — до 50 процентов», — объяснил депутат. Также он не сомневается, что при обязательном страховании пассажиров именно они и будут нести главный ущерб от происходящего — цена поездки станет гораздо выше, и такси перестанет быть так популярно, как сейчас. «Но, повторюсь, лучше бороться с «бомбилами». Тогда аварий будет меньше», — добавил Лысаков.
Он напомнил, что в Госдуме ко второму чтению готовится законопроект, среди авторов которого он сам и глава Комитета палаты по транспорту Евгений Москвичёв. «Мы предлагаем государственное регулирование таксомоторных перевозок и конкретные решения ряда важнейших в этой области проблем. Например, прописываем штраф для нелегальных водителей вместо существующих сегодня пяти тысяч рублей — 30 тысяч рублей, а при повторном нарушении — лишение прав», — уточнил парламентарий. Он добавил, что в документе также прописана обязательность каждому такси-агрегатору иметь своё представительство в России.
С недоверием отнёсся к законопроекту о страховании и глава Союза пассажиров Кирилл Янков. Он не сомневается, что для пассажиров, в случае прохождения инициативы в парламенте, резко вырастет стоимость поездок — на 5-10 рублей. «Это много», — констатировал эксперт
Страховое возмещение за причинение вреда здоровью пассажира в этом случае составляет 500 тысяч рублей. Так надо довести его до двух миллионов, как выплаты для пострадавших пассажиров общественного транспорта, и не городить отдельный закон.
Специалист вообще считает, что отдельные законы по страхованию жизни пассажиров такси не нужны, вместо этого лучше просто повысить выплаты по ОСАГО. «Такси, как и любые другие транспортные средства, застрахованы по системе ОСАГО. Страховое возмещение за причинение вреда здоровью пассажира в этом случае составляет 500 тысяч рублей. Так надо довести его до двух миллионов, как выплаты для пострадавших пассажиров общественного транспорта, и не городить отдельный закон», — заявил Янков «Парламентской газете».
А вот исполнительный директор одной из известных таксомоторных компаний сказал «Парламентской газете», что дело даже не в теневом бизнесе — это отдельный вопрос и бороться с ним нужно иными методами. Что же касается страхования жизни пассажиров такси, то для них это нововведение хорошего принесёт мало. «Поездка может подорожать на 20 процентов, а если, не дай Бог, что-то случится, будет сложно разбираться с агрегатором кто и в чём был виноват», — считает эксперт.
Кстати, с декабря 2017 года один из крупнейших российских такси-агрегаторов уже начал страховать своих пассажиров с максимальной компенсацией как для водителей, так и для пассажиров до двух миллионов рублей.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков, Сергей Жигарев