Все о пенсиях в России

вчераМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Парламентарии усомнились, справится ли искусственный интеллект с проверкой «домашки»

Инициативу кабмина передать часть нагрузки учителей нейросети депутаты и сенаторы восприняли скептически

03.11.2023 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Парламентарии усомнились, справится ли искусственный интеллект с проверкой «домашки»
  © freepik.com

Согласно опросам, почти половина учителей (43 процента) тратит на проверку домашних заданий более 10 часов в неделю. Это больше, чем продолжительность рабочего дня, то есть, по сути, дополнительная смена. Частично разгрузить педагогов предложили в кабмине, где считают, что с проверкой домашних заданий может справиться искусственный интеллект (ИИ). Это следует из распоряжения Правительства РФ от 18.10.2023 г. № 2894-р о стратегических направлениях в области цифровой трансформации образования. Нововведение получило неоднозначную оценку опрошенных «Парламентской газетой» экспертов. 

В школу с родителями и ИИ

Внедрение искусственного интеллекта для проверки домашних заданий школьников в Минпросвещения анонсировали еще летом 2021 года. Такую работу планировали частично поручить сервису «Цифровой помощник учителя», начать внедрять который обещали с этого года.

Обновленные стратегические направления в области цифровой трансформации образования, которые опубликованы 1 ноября, прежние намерения Минпроса подтверждают. Системы искусственного интеллекта для автоматизации проверки домашних заданий будут привлекаться в период 2022—2030 годов, отмечается в распоряжении. 

Как следует из этого же документа, привлекать ИИ планируют не только к проверке домашних заданий в школах, но и для планирования образовательных программ.

В Йемене заявили об ударе баллистическими и крылатыми ракетами по Израилю

«Домашка» как квест

Искусственный интеллект может стать хорошим помощником для учителей и преподавателей, считает член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. При этом он никогда не заменит учителя, полагает депутат.

«Мы все почти уже перешли на безбумажный документооборот. Эти тенденции нашего времени уже никого не удивляют. А сервис «Цифровой помощник учителя» лишь облегчит труд педагога», — сказала Тутова «Парламентской газете».

Более того, такая практика может стать достаточно эффективной в рамках образовательного процесса, полагает депутат: «Скорее всего, школьники заинтересуются новыми формами проверки заданий, это как квест, компьютерная игрушка с переходом на другой уровень, где видны все ошибки и недочеты».

По мнению Ларисы Тутовой, сложности, связанные с переходом от консервативного способа проверки домашнего задания к инновационному, дело времени: «Но в любом случае будет определенный срок обкатки нового инструмента в работе учителя со своими за и против».

Лариса Тутова. © пресс-служба депутата

Всеобщая ЕГЭфикация

Однако такой оптимизм разделяют далеко не все парламентарии. Разгружать учителей нужно от лишней бюрократизации, но не от проверки домашних заданий, полагает коллега Тутовой, первый зампред профильного комитета Госдумы Яна Лантратова.

«Проверка домашних заданий — одно из важнейших направлений работы с детьми, с классом. К каждому ученику нужно найти свой подход, при оценке знаний брать во внимание его особенности», — сказала депутат «Парламентской газете».

Нестандартный подход к решению задачи может быть расценен компьютером как ошибка, полагает Лантратова. Кроме того, бывают ситуации, когда школьник не может решить задачу, придумывает свой метод, решает неправильно, но за старательность учитель ставит ему не «два», а «три».

«Ничто не заменит живое общение педагога с классом. Это убьет творческую компоненту в образовании, ЕГЭфицирует всю школу», — полагает парламентарий.

Яна Лантратова. © Юрий Инякин/ПГ

О роли учителя

Опасения относительно роли искусственного интеллекта в образовательном процессе есть и в профильном комитете Совета Федерации, где к новации настроены все же более положительно.

Автоматизация и цифровизация — процессы, которые активно трансформируют все сферы нашей жизни. Школа в этом плане не исключение, считает зампред Комитета палаты регионов по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.

«Но важно понимать, что сложные задания, требующие при проверке детального анализа, оценки аргументов, индивидуального подхода, делегировать искусственному интеллекту не получится, — сказала сенатор «Парламентской газете». — А роль преподавателя в адаптации заданий, проверке творческих и трудоемких работ останется неизменной».

Людмила Скаковская. © пресс-служба Совета Федерации

Недоступно, но беспристрастно

Интересно, что родители школьников к расширению полномочий искусственного интеллекта относятся скорее положительно, чем отрицательно. Это следует из опроса, проведенного университетом «Синергия».

«Тридцать один процент россиян предлагает полностью освободить школьных учителей от ручной проверки домашних работ. Пятьдесят два процента опрошенных считают, что часть «домашки» педагоги должны проверять вручную, а часть — автоматически, при помощи информационной системы. Семнадцать процентов полагают, что домашние работы школьников не должны проверяться в автоматическом режиме», — цитирует пресс-службу вуза ТАСС.

По мнению 23 процентов сторонников проверки домашних заданий ИИ, это позволит сделать оценки более объективными, то есть «вне зависимости от отношения учителя к ученику». При этом, по мнению 36 процентов противников ИИ, реализация инициативы проблематична, поскольку не у всех жителей России есть компьютеры и бесперебойный доступ к интернету.

Читайте также:

• Право учителей делать замечания ученикам закрепят в законе