Все о пенсиях в России

18:57Подписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

два дня назадУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

два дня назадРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Парламентарии помогут детским тренерам зарабатывать больше

Сегодня спортивные наставники, которые занимаются детьми, получают в среднем десять тысяч рублей в месяц

23.10.2017 17:48

Автор: Никита Вятчанин

Парламентарии помогут детским тренерам зарабатывать больше

Фото: ПГ/Вячеслав Красноперов

Детские тренеры в России вынуждены вести одновременно по шесть секций, чтобы дотянуть хотя бы до средней по региону зарплаты. Эксперты и парламентарии обсудили проблемы модернизации системы физического воспитания детей на «круглом столе», проведённом по инициативе Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

За тренерами необходимо сохранить статус преподавателя

Как отметил глава комитета, сенатор Андрей Кутепов, сегодня важным вопросом является разработка типовых программ обучения тренеров. «Особенно важно иметь сравнительную характеристику специалистов по таким параметрам, как качество подготовки спортсменов, насколько улучшились спортивные достижения, выросло ли качество соревнований. И конечно, нужно детально проконтролировать подготовку тренеров. Они не только тренируют, а воспитывают своих подопечных, формируют их ценности. Но при этом тренеры-преподаватели лишены педагогического статуса и возможности получать высокую зарплату», — считает сенатор.

Тренеры уйдут из школ, если потеряют учительские льготы

Всё дело в том, что сегодня спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) переданы из-под крыла Минобразования в ведение Минспорта. При этом спортивные тренеры теряют статус педагогов. В Минспорта считают, что большой проблемы в этом нет. Речь идёт, по словам представителей ведомства, лишь о небольших потерях (например, в длительности отпуска).Тем не менее, по сообщению чиновников, готовится система социальных льгот и поддержки школьных тренеров.

Однако депутаты Госдумы напомнили, что это не совсем актуально. Зампредседателя Комитета нижней палаты по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Валерий Газзаев подчеркнул, что вместе с потерей педагогического стажа школьный тренер лишается, в частности, и льготной пенсии и ещё целого ряда социальных льгот. А раньше при СССР работать тренером детско-юношеских спортивных клубов было очень престижно. «Минспорта должно отстаивать вопросы повышения зарплаты детских тренеров, — сказал знаменитый футбольный наставник. - Зарплаты детских тренеров в регионах чуть более десяти тысяч рублей, а в некоторых районах — до шести тысяч рублей. И если мы хотим, чтобы спортивным воспитанием наших детей, нашего будущего, занимались профессионалы, заработок их надо повышать в самое ближайшее время».

В том что сегодня повышать статус детского тренера необходимо, уверены и в регионах. Причём касается это и тех территорий, где вроде бы успехи в развитии детского спорта налицо. Например, в Татарстане, который является лидером среди регионов России по количеству бассейнов и крытым каткам, выпускник спортивного вуза должен вести не менее шести групп спортивной подготовки в школах, чтобы добиться хотя бы средней по региону зарплаты. И в республике выступают за то, чтобы вопрос решался не за счёт изменений на уровне региона, а на федеральном уровне.

Если мы хотим, чтобы спортивным воспитанием наших детей, нашего будущего, занимались профессионалы, заработок их надо повышать в самое ближайшее время.

В министерстве предлагают решать эту задачу за счёт трёхсторонних соглашений между Минспорта, регионом и профильными спортивными федерациями. В ведомстве утверждают, что те регионы, которые вовремя сориентировались, уже решают проблемы с зарплатой. Однако в Совете Федерации с этим не согласны: по словам Андрея Кутепова, «мы видим, что в реальности положение детских и школьных тренеров в регионах не меняется». И одним из шагов здесь сенаторы видят сохранение за тренерами СДЮШОР педагогического статуса.

Антидопинг будут преподавать в спортшколах

Ещё одна проблема, на которую обращают внимание профессионалы, — в системе профильного вузовского обучения сегодня отсутствует разделение на тренерские специальности. Если раньше профильные вузы выпускали тренеров по футболу, хоккею, другим видам спорта, то сейчас выходят специалисты «общего профиля» с учебной степенью бакалавра. «Это очень плохо, что специалитет пропал», — считает Валерий Газзаев. И в Минспорта с ним согласны — в ведомстве сегодня озвучивают планы по тому, чтобы ввести в госстандарты спортивного обучения соответствующие изменения.

В Госдуме обращают внимание на то, что система спортивного образования в целом находится по-прежнему в тяжёлом состоянии из-за нарушения связи между системой труда и подготовкой тренерских кадров. Как считает депутат Марат Бариев, пришло время чётко определить критерии подготовки для субъектов спорта: «Пока у нас нет даже чётких критериев квалификации тренеров. И Госдума в первом чтении приняла 18 октября поправки в закон о спорте в части определения квалификации тренеров и присвоения им той или иной квалификации».

Минспорт намерен создать единую информационную базу тренеров
Новыми поправками вводятся, например, понятия «тренер высшей, первой и второй категории». Также Марат Бариев сообщил, что сейчас обучение по антидопингу будет вестись на всех уровнях российского спорта вплоть до школьного и даже дошкольного обучения. Курировать такую работу будет Минспорта и ОКР, поддерживать финансово — Фонд олимпийцев России.

Среди проблем детского спорта эксперты выделили низкую квалификации тренеров, работающих с детьми, — достаточно прослушать 72 часа дистанционных курсов и ты уже можешь идти работать детским тренером! Хотя очевидно, что ознакомиться хотя бы с важнейшими нюансами профессии (например, с основами детской психологии) за это время невозможно.

Центры есть, обучения нет

Важным замечанием от депутатов Госдумы стало то, что сегодня есть масса программ развития молодёжного и детского спорта, но источники их финансирования размыты. Поэтому депутаты призывают — нужно скоординировать работу ведомств и выработать единую программу развития детско-юношеского спорта. Тогда и источник финансирования придётся искать единый для всех.

Между тем реализация таких программ, которые многим кажутся «бумагомаранием», напрямую влияет на здоровье наших детей. И не только на здоровье, но и на их жизнь. В школах России на уроках физкультуры за прошлый год погибло 260 детей. Последняя трагедия произошла неделю назад. И виноваты в этом системные просчёты, например, связанные с тем, что медкабинеты, которые без справки не допустят ребёнка к занятиям физкультурой, остались только в спортшколах. Между тем число детей с избыточным весом выросло — это явный симптом гиподинамии, которая сопрягается с различными тяжёлыми хроническими заболеваниями.

Мы же создали тесты, но не создали системы обучения, как их сдавать, — Минспорта не подготовило нормативную базу для этого.

И бороться с этим вроде бы начали, вот только поставили телегу впереди лошади. Например, в этом году в России появилось порядка 400 центров тестирования на сдачу норм ГТО. Однако, как заметила депутат Госдумы Ирина Роднина, «обычно мы сначала обучаем, как сдавать тесты, а потом уже их сдаём». «Мы же создали тесты, но не создали системы обучения, как их сдавать, — Минспорта не подготовило нормативную базу для этого», — сказала легендарная фигуристка.

Она также отметила, что сегодня тренер в школе ничего не может заработать, потому что он для этого должен выполнить квалификационные требования, которых для этой категории тренеров всё ещё нет! В итоге тренеры подрабатывают спортивным судейством.