Парапланы хотят взять под контроль
Сверхлегкие воздушные суда могут преодолевать в воздухе сотни километров, и бог знает, куда их может занести
Пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции до 115 килограммов должна регистрировать Росавиация, а любые происшествия с ними следует обязательно расследовать. Законопроект с такими нормами Правительство внесло в Госдуму 18 августа. Куда можно долететь на параплане, узнала «Парламентская газета».
Учесть и расследовать
Сверхлегкими называют аппараты массой до 495 килограммов, они транспортируют не больше двух человек и делятся на моторные и безмоторные. Некоторые сверхлегкие воздушные суда подлежат регистрации и сегодня: это, например, микросамолеты, дельталеты, сверхлегкие вертолеты. Свободно покупать и летать можно на технике самой простой конструкции весом до 115 килограммов — это парапланы и дельтапланы, паралеты и некоторые другие виды. Такие аппараты, как правило, транспортируют единственного пассажира со скоростью 20-70 километров в час.
Кабмин предложил ввести госучет всей сверхлегкой авиации (СЛА), ввезенной или произведенной в России, а также установить обязательность расследования авиационных происшествий с воздушными судами, не зарегистрированными в установленном порядке и используемыми в гражданской авиации. Нормы, если они будут приняты, заработают с 1 марта 2023 года.
Инициативу ранее рассмотрела правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Документ, как ранее сказал «Российской газете» глава правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в целом усиливает контроль в сфере сверхлегкой авиации, которая сейчас активно развивается. Он добавил, что к сверхлегкой авиации не относятся аэростаты, воздушные шары и планеры.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что он разработан во исполнение указания главы государства еще от 2019 года.
С балкона на объект
Аппараты давно хотели поставить под контроль, Объединенная федерация СЛА России представляла в кабмин свою позицию по этому вопросу, рассказал «Парламентской газете» ее президент Александр Архиповский. «Во-первых, такой техники относительно не много: самая многочисленная категория — парапланы, их, по нашей оценке, под десять тысяч на всю страну, — отметил эксперт. — Во-вторых, срок жизни параплана — всего три-четыре года, а спортивного — не больше двух сезонов. То есть владельцу, будь то спортсмен или преподаватель, придется ставить на учет все новые и новые аппараты».
Парапланы потому и получили широкое распространение, что их можно хранить на балконе — они доступны практически каждому, а свободное использование дало толчок развитию спорту сверхлегкой авиации, продолжил Архиповский. Российские планеристы входят в десятку мирового рейтинга, они неоднократно побеждали на европейских чемпионатах.
Федерация СЛА проводит обучение пилотов, выдает им внутренние свидетельства организации, а каждое происшествие детально разбирают эксперты. «Мы это делаем не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы научиться на ошибках других, учесть опыт и усовершенствовать безопасность полетов», — пояснил Александр Архиповский.
Читайте также:
• Что нужно знать владельцам беспилотников
Планеристам также выдают специальные карты, на которых обозначены бесполетные зоны. При этом, как сказал глава Федерации СЛА, на параплане можно пролететь десятки и даже сотни километров. И бог весть куда может занести пилота — по случайности или злонамеренно. Как считает Архиповский, постановка под контроль сверхлегкой авиации происходит в том числе в интересах государственной безопасности.
ЧП не редкость
Если дельтапланы и парапланы чаще всего используют для активного отдыха и занятий спортом, то моторные СЛА, помимо этого, получают все большее распространение в авиатуризме и при сельхозработах, для патрулирования местности и аэрофотосъемки, экологического мониторинга и транспортировки небольших грузов.
Аварии в сверхлегкой авиации — не редкость. С начала 2022 года СМИ сообщали о как минимум о девяти подобных происшествиях. Совершавший обработку полей самодельный самолет разбился вблизи Елабуги 1 июня, пилот погиб. Частный легкомоторный самолет Cessna 182 потерпел крушение в 120 километрах от Красноярска 1 мая, оба человека на борту погибли. Легкомоторный самолет упал в Ленинградской области 8 марта, находившиеся на его борту два человека погибли. По данным экстренных служб, полет был несанкционированный.
Разбиваются и парапланы. Турист из Карелии погиб в горах Кабардино-Балкарии 16 августа во время жесткой посадки на параплане. Тремя днями ранее парапланерист пострадал в Подмосковье, в 35 километрах от МКАД, на самой близкой к Москве площадке для полетов сверхлегкой авиации. К слову, в столице полеты такого типа судов запрещены. 22 июля парапланерист упал в центре Петропавловска-Камчатского, его закрутило воздушными потоками.
Требования к движущейся в воздухе технике должны быть высокими, считает зампред думского Комитета по безопасности Анатолий Выборный. Особенно если на борту есть люди. Обязательность расследования ЧП со сверхлегкими летательными аппаратами в комментарии «Парламентской газете» он назвал очевидной, а учет такой техники — необходимостью. Он должен стать обычной практикой и не вызывать у людей трудностей, добавил депутат.
Ещё материалы: Анатолий Выборный