Все о пенсиях в России

11:11В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

вчераСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Парапланы хотят взять под контроль

Сверхлегкие воздушные суда могут преодолевать в воздухе сотни километров, и бог знает, куда их может занести

19.08.2022 10:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Парапланы хотят взять под контроль
  © Unsplash

Пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции до 115 килограммов должна регистрировать Росавиация, а любые происшествия с ними следует обязательно расследовать. Законопроект с такими нормами Правительство внесло в Госдуму 18 августа. Куда можно долететь на параплане, узнала «Парламентская газета».

Учесть и расследовать

Сверхлегкими называют аппараты массой до 495 килограммов, они транспортируют не больше двух человек и делятся на моторные и безмоторные. Некоторые сверхлегкие воздушные суда подлежат регистрации и сегодня: это, например, микросамолеты, дельталеты, сверхлегкие вертолеты. Свободно покупать и летать можно на технике самой простой конструкции весом до 115 килограммов — это парапланы и дельтапланы, паралеты и некоторые другие виды. Такие аппараты, как правило, транспортируют единственного пассажира со скоростью 20-70 километров в час.

Кабмин предложил ввести госучет всей сверхлегкой авиации (СЛА), ввезенной или произведенной в России, а также установить обязательность расследования авиационных происшествий с воздушными судами, не зарегистрированными в установленном порядке и используемыми в гражданской авиации. Нормы, если они будут приняты, заработают с 1 марта 2023 года.

Инициативу ранее рассмотрела правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Документ, как ранее сказал «Российской газете» глава правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в целом усиливает контроль в сфере сверхлегкой авиации, которая сейчас активно развивается. Он добавил, что к сверхлегкой авиации не относятся аэростаты, воздушные шары и планеры.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что он разработан во исполнение указания главы государства еще от 2019 года.

С балкона на объект

Аппараты давно хотели поставить под контроль, Объединенная федерация СЛА России представляла в кабмин свою позицию по этому вопросу, рассказал «Парламентской газете» ее президент Александр Архиповский. «Во-первых, такой техники относительно не много: самая многочисленная категория — парапланы, их, по нашей оценке, под десять тысяч на всю страну, — отметил эксперт. — Во-вторых, срок жизни параплана — всего три-четыре года, а спортивного — не больше двух сезонов. То есть владельцу, будь то спортсмен или преподаватель, придется ставить на учет все новые и новые аппараты».

Парапланы потому и получили широкое распространение, что их можно хранить на балконе — они доступны практически каждому, а свободное использование дало толчок развитию спорту сверхлегкой авиации, продолжил Архиповский. Российские планеристы входят в десятку мирового рейтинга, они неоднократно побеждали на европейских чемпионатах.

Федерация СЛА проводит обучение пилотов, выдает им внутренние свидетельства организации, а каждое происшествие детально разбирают эксперты. «Мы это делаем не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы научиться на ошибках других, учесть опыт и усовершенствовать безопасность полетов», — пояснил Александр Архиповский.

Читайте также:

• Что нужно знать владельцам беспилотников

Планеристам также выдают специальные карты, на которых обозначены бесполетные зоны. При этом, как сказал глава Федерации СЛА, на параплане можно пролететь десятки и даже сотни километров. И бог весть куда может занести пилота — по случайности или злонамеренно. Как считает Архиповский, постановка под контроль сверхлегкой авиации происходит в том числе в интересах государственной безопасности. 

ЧП не редкость

Если дельтапланы и парапланы чаще всего используют для активного отдыха и занятий спортом, то моторные СЛА, помимо этого, получают все большее распространение в авиатуризме и при сельхозработах, для патрулирования местности и аэрофотосъемки, экологического мониторинга и транспортировки небольших грузов.

Аварии в сверхлегкой авиации — не редкость. С начала 2022 года СМИ сообщали о как минимум о девяти подобных происшествиях. Совершавший обработку полей самодельный самолет разбился вблизи Елабуги 1 июня, пилот погиб. Частный легкомоторный самолет Cessna 182 потерпел крушение в 120 километрах от Красноярска 1 мая, оба человека на борту погибли. Легкомоторный самолет упал в Ленинградской области 8 марта, находившиеся на его борту два человека погибли. По данным экстренных служб, полет был несанкционированный.

Разбиваются и парапланы. Турист из Карелии погиб в горах Кабардино-Балкарии 16 августа во время жесткой посадки на параплане. Тремя днями ранее парапланерист пострадал в Подмосковье, в 35 километрах от МКАД, на самой близкой к Москве площадке для полетов сверхлегкой авиации. К слову, в столице полеты такого типа судов запрещены. 22 июля парапланерист упал в центре Петропавловска-Камчатского, его закрутило воздушными потоками.

Требования к движущейся в воздухе технике должны быть высокими, считает зампред думского Комитета по безопасности Анатолий Выборный. Особенно если на борту есть люди. Обязательность расследования ЧП со сверхлегкими летательными аппаратами в комментарии «Парламентской газете» он назвал очевидной, а учет такой техники — необходимостью. Он должен стать обычной практикой и не вызывать у людей трудностей, добавил депутат.