Ответственность за смертельные аварии в шахтах хотят ужесточить
В случае гибели горняков предприятия собираются штрафовать на миллионы рублей
Ужесточить требования к организациям, которые эксплуатируют угольные шахты, и закрепить изменения в КоАП предлагает кабмин. Это должно повысить уровень промышленной безопасности и минимизировать количество несчастных случаев на производстве. Такой законопроект в первом чтении Госдума приняла еще 6 апреля. Второе запланировано на осеннюю сессию. «Парламентская газета» разбиралась, насколько серьезными будут санкции и как обстоят дела в отрасли.
За одну жертву — от пяти миллионов
Документ разработали по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, которое в начале декабря 2021 года провел Владимир Путин. А 17 марта 2023-го его опубликовали в электронной базе Госдумы.
Эксперты проанализировали правоприменительную практику и выяснили, что многие угольные шахты работают даже после приостановления их деятельности для устранения нарушений. В итоге сохраняется угроза не только здоровью, но и жизни работников таких предприятий, а также возрастают коррупционные риски.
В действующей редакции КоАП отсутствует перечень самых опасных для угольщиков нарушений, говорится в пояснительной записке. А значит, за них нельзя и наказать. Поэтому в статью 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» добавили положения, которые определяют состав правонарушений и устанавливают наказание за них.
Так, за игнорирование требований о предотвращении внезапных выбросов угля (породы и газа), к дегазации, разгазированию и проветриванию шахт, аэрогазовому контролю, проходке и креплению горных выработок, противоаварийной защите должностным лицам грозит штраф от 80 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на два-три года. А компаниям — от миллиона до пяти миллионов рублей или приостановление работы на период до 90 суток.
Законопроект предусматривает и другие санкции, чтобы повысить личную ответственность учредителей и участников предприятий, которые эксплуатируют объекты угольной отрасли. За аварии или инциденты, которые обернулись смертью человека или причинением тяжкого вреда здоровью двух и более людей, предложен штраф от 5 до 10 миллионов рублей. А если погибнет больше двух шахтеров, то штрафы уже оборотные — они составят от 0,01 до 0,1 от всей выручки организации за год до происшествия. Минимум — 15 миллионов рублей.
В пояснительной записке приводятся данные о числе случаев, когда контролирующие органы приостанавливали работу угледобывающих предприятий по статье 9.1 КоАП:
- в 2016 году — 1485;
- в 2017 — 1742;
- в 2018 — 1756;
- в 2019 — 1653;
- в 2020 — 1107;
- в 2021 — 1281.
Правила не для всех
Ответственность за нарушение безопасных условий работы угольных предприятий нужно разграничивать между собственниками и руководителями предприятий, считает первый заместитель исполнительного директора ассоциации «Горнопромышленники России» Сергей Кононенко. «В рассматриваемом законопроекте это обстоятельство требуется особо выделить, в том числе директивно ввести требования к профессиональному образованию и квалификации специалистов, назначаемых на руководящие должности угледобывающих предприятий», — сказал он «Парламентской газете».
До середины 1990-х уровень смертельного травматизма в угольной промышленности России составлял примерно один случай на миллион тонн угля. «В 1993 году на государственном уровне была принята программа реструктуризации угольной промышленности, направленная на достижение глобальных структурных, организационных и технологических реформ. В результате в 2021 году количество смертей при добыче угля снизилось до 0,14 на миллион тонн угля, — отметил Кононенко. — Но Россия по этому показателю далека от развитых угледобывающих стран — США, Индии и Китая. Там он 0,04».
Дополнил статистику заместитель исполнительного директора ассоциации Владимир Курагин: «Для общего понимания ситуации стоит рассмотреть данные по чрезвычайным происшествиям на добывающих шахтах. В 2018 году — 10, в 2019-м — 18, в 2020 и 2022-м — по 7, в 2021-м — 14».
По данным председателя Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Ивана Мохначука, только в январе-мае 2023 года на отечественных угольных шахтах и разрезах погибли 15 человек. При этом за весь 2022-й — 17. Причем шесть из них — на подземных работах, 11 — на открытых.
«Ситуация удручающая и парадоксальна тем, что на открытых и, казалось бы, менее опасных участках смертей больше. Это говорит о пренебрежении правилами безопасности. Решить проблему можно в том числе дополнительным регламентированием», — резюмировал Курагин.
В целом динамика смертельного травматизма за последние несколько лет такая:
- 2016 год — 39 человек;
- 2017 — 56;
- 2018 — 35;
- 2019 — 25;
- 2020 — 19;
- 2021 — 60;
- 2022 — 17.
Рабочие наши, а техника импортная
По информации Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, производственная мощность по добыче угля в январе 2022 года составляла 523 миллиона тонн на 54 шахтах и 117 разрезах. В 2019-м функционировали 94 шахты и 301 разрез, однако более чем двукратное сокращение угледобывающих предприятий на объемах добычи отразилось несущественно, пояснил «Парламентской газете» Сергей Кононенко.
«Важным моментом остается уровень доходов горняков. Например, Министерство угольной промышленности самого угольного региона — Кузбасса — сообщает, что по итогам 2022 года средний заработок составил 91,4 тысячи рублей в месяц. По сравнению с 2017-м это больше на 75 процентов, — уточнил он. — Напомню, что средняя номинальная начисленная заработная плата по стране, рассчитываемая Росстатом, была 65 338 рублей».
Владимир Курагин обратил внимание на импортозависимость отрасли: «По данным Минпромторга и Российского союза промышленников и предпринимателей, ситуация здесь наиболее критичная, что, конечно, влияет на технологическую безопасность. Об этом свидетельствуют выборочные сведения о некоторых видах оборудования, применяемого в горной промышленности. В отдельных случаях техника оказалась максимально зависима от импорта — до 100 процентов. А использование аналогов зарубежных машин несет в себе риски снижения технологической безопасности из-за слабой протестированности».
Свою позицию он подкрепил данными о доле импортного оборудования в отрасли:
- дизелевоз, многоковшовый экскаватор — 100 процентов;
- самосвалы в зависимости от грузоподъемности — от 100 до 84,4 процента;
- погрузчик — 96,1;
- комбайн очистной — 93,7 процента;
- бульдозер — 81,9;
- электровоз — 79,8;
- станок буровой — 72,5;
- машина погрузочная — 65,3;
- механизированная крепь — 61;
- экскаватор одноковшовый — 54,8;
- конвейеры скребковый и ленточный — 8 и 6,2 процента, соответственно;
- вагонетка — 4,3.
Логично было бы обратить внимание законодателей и на эту проблему, подытожил Курагин. По его мнению, ее решение может значительно снизить травматизм и без ужесточения ответственности.
Читайте также: