ОСАГО для автонарушителей подорожает
Сенаторы предложили ввести для водителей индивидуальный тарифный подход
Стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности вскоре будет рассчитываться для каждого водителя по индивидуальному плану, а сам документ избавится от привязки к транспортному средству. Что ещё стоит изменить в системе ОСАГО, парламентарии и эксперты выясняли на прошедших в Совете Федерации слушаниях.
От автомобиля к правам
О необходимости совершенствования существующей системы ОСАГО говорят уже много лет, но сегодня обсуждение темы, по единодушному мнению всех сторон, вошло в завершающую фазу. Необходимость скорейшего изменения системы видна невооружённым глазом, особенно в провинции, откуда ежегодно поступают сотни тысяч жалоб автовладельцев на недоступность полисов и своеволие страховых компаний, навязывающих ненужные дополнительные услуги.
По мнению заместителя председателя Совета Федерации Евгения Бушмина, в рамках намеченных трансформаций основная задача — принять меры, которые устранят все препятствия на пути автовладельцев к полису. «Проблема существует и резко отличается от региона к региону. Все обращения граждан, которые поступают сегодня в Совет Федерации, мы систематизируем», — сказал он на парламентских слушаниях в палате регионов, которые состоялись в понедельник, 24 сентября. Сенатор добавил, что введение в практику адекватного тарифообразования и множества других полезных нововведений сделает систему ОСАГО прозрачной, понятной и справедливой.
Зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Николай Журавлёв также считает целесообразным рассмотреть вариант полноценного перехода от страхования автомобиля к страхованию по индивидуальному плану, «то есть привязать полисы к правам». По мнению сенатора, это было бы справедливее, так как у гражданина может быть несколько автомобилей. Действующая система пока что этого не учитывает.
Также парламентарий убеждён, что необходимо повысить суммы выплат по ОСАГО по аналогии с другими видами страхования. «Сегодня для общественного транспорта предусматривается сумма два миллиона рублей, для легковых автомобилей — 500 тысяч рублей. Мы предлагаем выровнять эти суммы в два или три этапа», — отметил Журавлёв.
Кроме того, сенатор предлагает повысить ответственность за отказ страховой компании выдавать полис ОСАГО, равно как и за отсутствие документа у водителя.
Коэффициенты требуют коррекции
Несмотря на серьёзные изменения системы ОСАГО в последние годы, а это и введение электронного полиса, и системы единого агента, и установки приоритета натурального возмещения — она по-прежнему далеко не идеальна, считает зампред Центробанка Владимир Чистюхин.
«Стабилизации на рынке ОСАГО, к сожалению, достичь не удалось, — сказал он. — И если проанализировать все поступающие к нам жалобы, то 50 процентов из них связаны с расчётами коэффициента «бонус-малус». Граждане не очень хорошо понимают, как работает эта система. При этом четверть всех жалоб, поступающих в Банк России — это жалобы на недоступность полисов ОСАГО как в электронном, так и натуральном формате. Мы сталкиваемся с очередями в регионах, с отказами предоставить полис без всяких законных оснований».
В такой ситуации регулятор предлагает ряд изменений. Новации делятся на две группы: те, которые относятся к компетенции Банка России, и те, которые потребуют внесения поправок в действующее законодательство. «Центробанк поддерживает предложение сенаторов привязать полис к правам автовладельца, и мы постарались в своих предложениях по созданию индивидуализированного тарифа это учесть. Это тот тариф, который соответствует «убыточности» каждого конкретного водителя. Если ты водишь машину аккуратно, то платишь меньше. И наоборот, попадаешь в аварии и не соблюдаешь правила дорожного движения, то платить должен больше», — пояснил Чистюхин.
В рамках исключительно компетенций Центробанка предлагается видоизменить коэффициент «бонус-малус», что простимулирует безаварийную езду. Коэффициент будет присваиваться раз в год не автомобилю, а конкретному водителю. Если к моменту введения нормы гражданин будет иметь несколько коэффициентов, то ему будет присваиваться наименьший, наиболее выгодный для него.
Другой существенный элемент в предлагаемых новациях — изменение определения коэффициента «возраст-стаж» (КВС). «Статистика, которую мы имеем, показывает, что молодые водители, склонные к риску, они, конечно, более аварийные, чем водители среднего или старшего возраста, более щепетильно относящиеся к ПДД. Нам бы хотелось, чтобы между этими группами водителей была большая дифференциация», — подчеркнул Чистюхин.
Завершить первый этап реформ регулятор предлагает расширением тарифного коридора базовых ставок по ОСАГО на 20 процентов «вниз» и «вверх». Регулятор уверен, что мера поможет страховщикам устанавливать специализированный более справедливый индивидуальный тариф для разных категорий водителей.
Ещё материалы: Евгений Бушмин, Николай Журавлев