Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Чаплин рассказал, кому повысят пенсии с 1 мая

два дня назадВ Минтруде предложили сохранить ожидаемый период выплаты накопительной пенсии

два дня назадДепутат Хамитов предложил создать механизм выплаты пенсий студентам военных вузов

ОСАГО для автонарушителей подорожает

Сенаторы предложили ввести для водителей индивидуальный тарифный подход

24.09.2018 15:29

Автор: Валерий Филоненко

ОСАГО для автонарушителей подорожает
Фото: ПГ/Юрий Инякин

Стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности вскоре будет рассчитываться для каждого водителя по индивидуальному плану, а сам документ избавится от привязки к транспортному средству. Что ещё стоит изменить в системе ОСАГО, парламентарии и эксперты выясняли на прошедших в Совете Федерации слушаниях.

От автомобиля к правам

О необходимости совершенствования существующей системы ОСАГО говорят уже много лет, но сегодня обсуждение темы, по единодушному мнению всех сторон, вошло в завершающую фазу. Необходимость скорейшего изменения системы видна невооружённым глазом, особенно в провинции, откуда ежегодно поступают сотни тысяч жалоб автовладельцев на недоступность полисов и своеволие страховых компаний, навязывающих ненужные дополнительные услуги.

Тарифы по ОСАГО будут заморожены
По мнению заместителя председателя Совета Федерации Евгения Бушмина, в рамках намеченных трансформаций основная задача — принять меры, которые устранят все препятствия на пути автовладельцев к полису. «Проблема существует и резко отличается от региона к региону. Все обращения граждан, которые поступают сегодня в Совет Федерации, мы систематизируем», — сказал он на парламентских слушаниях в палате регионов, которые состоялись в понедельник, 24 сентября. Сенатор добавил, что введение в практику адекватного тарифообразования и множества других полезных нововведений сделает систему ОСАГО прозрачной, понятной и справедливой.

Зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Николай Журавлёв также считает целесообразным рассмотреть вариант полноценного перехода от страхования автомобиля к страхованию по индивидуальному плану, «то есть привязать полисы к правам». По мнению сенатора, это было бы справедливее, так как у гражданина может быть несколько автомобилей. Действующая система пока что этого не учитывает.    

Также парламентарий убеждён, что необходимо повысить суммы выплат по ОСАГО по аналогии с другими видами страхования. «Сегодня для общественного транспорта предусматривается сумма два миллиона рублей, для легковых автомобилей — 500 тысяч рублей. Мы предлагаем выровнять эти суммы в два или три этапа», — отметил Журавлёв.

Кроме того, сенатор предлагает повысить ответственность за отказ страховой компании выдавать полис ОСАГО, равно как и за отсутствие документа у водителя.

Евгений Бушмина на парламентских слушаниях по ОСАГО в Совете Федерации. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Коэффициенты требуют коррекции

Несмотря на серьёзные изменения системы ОСАГО в последние годы, а это и введение электронного полиса, и системы единого агента, и установки приоритета натурального возмещения — она по-прежнему далеко не идеальна, считает зампред Центробанка Владимир Чистюхин

«Стабилизации на рынке ОСАГО, к сожалению, достичь не удалось, — сказал он. — И если проанализировать все поступающие к нам жалобы, то 50 процентов из них связаны с расчётами коэффициента «бонус-малус». Граждане не очень хорошо понимают, как работает эта система. При этом четверть всех жалоб, поступающих в Банк России — это жалобы на недоступность полисов ОСАГО как в электронном, так и натуральном формате. Мы сталкиваемся с очередями в регионах, с отказами предоставить полис без всяких законных оснований». 

Владимир Чистюхин. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

В такой ситуации регулятор предлагает ряд изменений. Новации делятся на две группы: те, которые относятся к компетенции Банка России, и те, которые потребуют внесения поправок в действующее законодательство. «Центробанк поддерживает предложение сенаторов привязать полис к правам автовладельца, и мы постарались в своих предложениях по созданию индивидуализированного тарифа это учесть. Это тот тариф, который соответствует «убыточности» каждого конкретного водителя. Если ты водишь машину аккуратно, то платишь меньше. И наоборот, попадаешь в аварии и не соблюдаешь правила дорожного движения, то платить должен больше», — пояснил Чистюхин.

В рамках исключительно компетенций Центробанка предлагается видоизменить коэффициент «бонус-малус», что простимулирует безаварийную езду. Коэффициент будет присваиваться раз в год не автомобилю, а конкретному водителю. Если к моменту введения нормы гражданин будет иметь несколько коэффициентов, то ему будет присваиваться наименьший, наиболее выгодный для него.

В Госдуме предложили пересчитать доходы автостраховщиков

Другой существенный элемент в предлагаемых новациях — изменение определения коэффициента «возраст-стаж» (КВС). «Статистика, которую мы имеем, показывает, что молодые водители, склонные к риску, они, конечно, более аварийные, чем водители среднего или старшего возраста, более щепетильно относящиеся к ПДД. Нам бы хотелось, чтобы между этими группами водителей была большая дифференциация», — подчеркнул Чистюхин.

Завершить первый этап реформ регулятор предлагает расширением тарифного коридора базовых ставок по ОСАГО на 20 процентов «вниз» и «вверх». Регулятор уверен, что мера поможет страховщикам устанавливать специализированный более справедливый индивидуальный тариф для разных категорий водителей.