Ольга Васильева: История, литература и язык формируют человека
Президент РАО рассказала, нужен ли обязательный экзамен по истории
В год 80-летия Российской академии образования ее президент, доктор исторических наук, академик РАО Ольга Васильева рассказала «Парламентской газете», что нужно изменить в школах и вузах, и как в этом могут помочь ученые.
- Ольга Юрьевна, сегодня мы все чаще слышим об опыте советской школы, к нему многие обращаются. Например, в программу литературы вернулась «Молодая гвардия». Как вы оцениваете эту тенденцию?
- Какие-то произведения и имена уходят из программы, какие-то — потом возвращаются: так уже было в нашей истории не раз. Но я абсолютно уверена, и, думаю, филологи со мной согласятся, что главный и самый объективный судья здесь — время: только оно правдиво показывает, кто и что останется в памяти поколений.
Должна ли быть в программе советская литература? Да, безусловно, как и литература многих других периодов. Растущий человек должен знать, что было до него и наследником кого он является. Это нужно, чтобы двигаться вперед.
Может быть, сейчас прозвучит слишком личный пример, но я убеждена, что пройдут столетия, а Александр Твардовский останется, и его «Страна Муравия», которую мы с вами читали, останется. И многие другие советские произведения тоже.
- Еще один опыт советской школы — трудовое воспитание, которое также планируют вернуть. Как вы к этому относитесь?
- Система общего образования сама по себе достаточно консервативна. И мы просто не можем не учитывать лучший опыт, который накоплен поколениями до нас. Каждая девочка должна суметь приготовить обед, мальчик — забить гвоздь. А вытирать мел с доски после уроков, дежурить по классу, выходить на субботник — это, на мой взгляд, даже не трудовое воспитание: это обыкновенное самообслуживание, которым должен владеть каждый. При этом школа, безусловно, отвечает на вызовы будущего: и робототехника, и другие современные технологии, и последние научные достижения на профильных уроках также необходимы.
- Родители часто жалуются, что дети в целом теряют интерес к учебе, школе. А есть ли научные данные?
- Данные есть. Член-корреспондент нашей академии Татьяна Николаевна Тихомирова уже много лет ведет исследование в типичной, среднестатистической российской школе. Оказывается, что сегодня уже в начальных классах почти треть детей заявляет, что не хочет получать знания об окружающем мире, а каждый пятый сказал, что не желает заниматься математикой. В основной школе, когда начинают формироваться личные профильные предпочтения, процент школьников, которым не нравится математика, возрастает до 24,9 от общего числа учеников.
Кстати, именно изучение математики для многих детей, как показывают исследования, может вызывать серьезные трудности. Сначала у ребенка что-то не получается, пропустил тему, заболел, — наступает череда неудач, возникает страх решения примеров, уравнений, задач. Есть даже такое понятие — «математическая тревожность».
Сейчас наш академик, доктор психологических наук Сергей Борисович Малых проводит большое исследование «Как сделать так, чтобы не бояться математики?». Это очень важно, потому что без математики мы не сможем подготовить инженеров, а без инженеров невозможен технологический прорыв.
- Часто мы слышим, что школьники перегружены домашними заданиями. Так ли это? И что стоит изменить, чтобы сделать жизнь детей легче?
- По данным исследования, которое проводилось под руководством членов академии, около 80 процентов школьников занимаются домашними заданиями и в выходные, и на каникулах. Наши ученые-физиологи отмечают, что современным детям не хватает активного отдыха, что приводит к накоплению усталости.
Я постоянно спрашиваю учителей: почему так получается, что дети сидят над домашними заданиями часами? Самый простой ответ: не хватает функциональной грамотности, не получается понять прочитанное и применить на практике, соотнести теорию с реальной задачей. Когда-то наша страна была по этому показателю одной из первых в мире. Сейчас у многих ребят с этим стали возникать трудности. Создаются специальные задания, которые призваны эту функциональную грамотность тренировать. Идет большая работа.
Но такой ответ меня, честно говоря, не очень устраивает. Уверена, что с домашними заданиями надо что-то делать. Мы ежегодно в апреле проводим крупнейшую педагогическую ассамблею. В этом году собираемся обсуждать эту проблему.
- Ольга Юрьевна, обсуждается необходимость изменений в обучении истории Отечества. Чем эксперты подкрепляют это предложение?
- Часто приходится слышать, что выпускники советских школ знали историю лучше, чем сегодняшнее поколение, хотя по количеству часов преподавания тогда и сейчас разница небольшая.
Учителям также известна статистика: историю как госэкзамен по выбору сегодня сдают всего примерно 13 процентов ребят, которым этот предмет нужен для поступления в вуз. Они готовятся, часто занимаются дополнительно. Но средние баллы из года в год по сравнению с тем же с русским или английским языком не самые высокие.
Вы скажете: любой профильный экзамен непростой, ведь на кону бюджетные места в университете. Но и коллеги-профессора с непрофильных факультетов также говорят нам о том, что студентам, которые учатся на неисторических направлениях и специальностях, порой нужна помощь даже на уровне элементарной базы. А ведь история играет очень важную роль в формировании мировоззренческих позиций, воспитании молодого гражданина.
Именно поэтому уже принято решение об увеличении часов на изучение истории в вузах, особое внимание уделяется преподаванию этого предмета в школах.
- Какие периоды молодые люди знают хуже всего?
- Трудности могут вызывать темы, касающиеся второй половины XIX века, есть проблемы и с XX веком, и с более ранними периодами. Например, Брусиловский прорыв, о котором советский школьник мог рассказать много интересного, современные ребята зачастую относят к событиям Великой Отечественной войны, хотя в целом знают ее неплохо. Но поймите, дело даже не в периодах: нам нужен единый, очень выверенный взгляд на преподавание истории, как отечественной, так и зарубежной. И действовать здесь возможно с опорой только на науку.
- А нужен ли, на ваш взгляд, обязательный экзамен по истории для всех выпускников, как, например, по русскому языку?
- Отечественная история, литература и язык — это те дисциплины, которые формируют человека. И хотя бы на уровне школы в какой-то форме они должны заканчиваться обязательной оценкой. Об этом я неоднократно говорила, еще будучи министром образования. Не устану повторять и сейчас.
Хороший пример: уже много лет наши школьники пишут итоговое сочинение — да, это всего чуть более трехсот слов и всего лишь допуск к остальным экзаменам, но тем не менее. А вот по отечественной истории аналога пока нет.
Буквально на днях в официальном сообществе РАО в социальной сети «ВКонтакте» мы провели очень интересный круглый стол «В помощь учителю»: педагоги, методисты и ученые открыто говорили именно об историческом образовании. Что их волнует? Все и сразу: новые учебники, программы, историческое просвещение, которое тоже необходимо, причем уже с первого класса. Говорили о том, как важно привить ребенку любовь к истории своей страны и родного края. И здесь все зависит от личности педагога, от его нравственного опыта, а не только от учебника или экзамена.
Мое мнение: мы должны дать ребенку прочную базу, в основе которой лежит именно отечественная история. Важно вовлекать маленького человека в нее эмоционально, рассказывая о тех героях, которые жили, творили, совершали подвиги.
Кроме того, на мой взгляд, стоит задуматься о возвращении истории как вступительного экзамена для тех вузовских направлений подготовки, где это возможно и целесообразно. Раньше у нас и экономисты, и юристы при поступлении сдавали историю, затем на многих факультетах осталось только обществознание. Это тоже один из факторов, на который сегодня необходимо обратить внимание.
Читайте также:
• Научные институты будут готовить студентов
- Наступивший год юбилейный для РАО — она создана в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Как изменились задачи академии за 80 лет?
- Решение о создании РАО появилось осенью 1943 года после Сталинграда и Курска, когда стратегическая инициатива перешла в руки советского командования, и стало очевидно, что в послевоенном устройстве мира СССР будет играть решающую роль.
Тогда перед страной стояли задачи восстановления народного хозяйства, впереди были крупнейшие, в том числе атомный и космический, проекты, для реализации которых были нужны образованные люди. А образованных людей, как известно, готовят специалисты высшей квалификации, то есть нужны были кандидаты и доктора наук, которые бы научили учителей.
Кроме того, перед академией поставили задачу разрешения важнейших на тот момент проблем народного образования. Было понимание, что решать проблемы обучения и воспитания нужно только на основе научного знания. Также важно было обобщить опыт лучших педагогов и школ, помочь педагогическим институтам и училищам, поднять на должную высоту научную экспертизу, подготовить к изданию учебники и пособия. Отдельными важнейшими направлениями были коррекционная педагогика, психология, возрастная физиология.
Задачи, которые стоят перед академией сейчас, очень схожи, мы ведем работу по многим направлениям, которые были в первые годы ее работы. К сожалению, в постсоветские годы кое-что было утеряно, и сейчас мы стремимся это восстановить. Например, вернуть подготовку аспирантов и докторантов на базе РАО.