Ольга Казакова: О Зое Космодемьянской в некоторых учебниках истории — всего одна строчка
Депутат рассказала, что нужно изменить в школьной образовательной программе
В России проверять школьные учебники по истории начали после того, как их раскритиковал президент Владимир Путин. В апреле 2021 года в Послании Федеральному Собранию глава государства упомянул, что в некоторых учебных пособиях нет даже упоминания о таком важнейшем событии, как Сталинградская битва. О роли изучения истории в формировании личности и изменениях, которые необходимы системе образования, 14 апреля в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
- Ольга Михайловна, какой, на ваш взгляд, должна быть система воспитания и образования в российских школах, чтобы укрепить национальную безопасность страны?
- Система образования, безусловно, должна укреплять знания ребенка. Этого хотят и родители, и педагоги. Ребенок должен не только обладать знаниями и быть уверенным в них, но и уметь формировать свою позицию, относиться с уважением к истории своей страны. Необходимость этого мы особенно остро ощутили именно сейчас, когда идет такая волна ненависти ко всему русскому из-за событий на Украине. Мы видим, как из нашей общей истории вымывают страницы, над которыми мы всегда вместе плакали и которыми гордились. Важно, чтобы дети знали настоящую, истинную историю и чтобы их знания строились на исторической правде. Тем более у нас эта правда есть. Нам есть что рассказать детям, чтобы они чувствовали себя потомками народа — победителя в Великой Отечественной войне.
- Как представлена тема Великой Отечественной войны в образовательных программах, достаточно ли в современных учебниках информации о ней?
- Хочу для примера привести данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ. Он показал, что 90 процентов респондентов точно понимают, что Великая Отечественная война — это самое значимое событие в истории страны, знают о роли в ней нашего народа. Однако в эти 90 процентов вошли в основном люди старшего возраста — 60 плюс. А вот среди опрошенных 18-24 лет знаний о войне уже меньше. Они путали даты ее окончания и начала, путали ее со Второй мировой войной. Когда мы анализировали украинскую образовательную программу, то увидели, что именно такая задача и стояла — «растворить» Великую Отечественную войну во Второй мировой — как будто ее и не было. Конечно, сейчас мы должны очень строго в этом плане проанализировать наши учебники. Оценить наши трактовки, посмотреть на качество материала, который заложен в учебниках. И самое главное определить, что этот материал дает — просто сухую информацию о цифрах и фактах или знания о масштабе потерь, которые понес наш народ, о героях войны, невинных людях, убитых фашистами и сожженных ими заживо. Наша задача — сформировать четкое отношение к фашизму и нацизму у детей.
- Какие проблемы вы выявили, анализируя наши учебники истории?
- Я пришла к выводу, что зачастую учебники истории у нас обезличены: информация о событиях в них есть, а лиц — героев, участников войны — нет. О Зое Космодемьянской в некоторых учебниках — всего одна строчка. О Лене Голикове тоже информации мало. Мы что, не можем рассказать детям о подвиге Зои Космодемьянской? Мы не можем рассказать о партизанском движении в стране и роли в нем детей? Подвиг детей в Великой Отечественной войне считается в мировой истории беспрецедентным! Школьники должны об этом знать. Кроме того, я считаю, что в современной истории мы должны отразить такую прекрасную традицию, живущую уже много лет, как Бессмертный полк. Она сразу показывает причастность к войне огромного количества людей, показывает, что практически в каждую семью война принесла потери.
- Сколько часов в школьной образовательной программе отводится истории?
- В целом — 140 часов. Две трети их занимает история России. А событиям, происходившим с 1914 по 2021 год, отводится 48 часов. Это очень насыщенный событиями период. Он охватывает революцию, Великую Отечественную войну, развал СССР, построение новой России.
- Как вы считаете, 48 часов для изучения этого периода недостаточно?
- Мы обсуждали эту тему. Но тут важно даже не количество часов, а качество знаний, которые получают школьники. Можно хоть 200 часов посвятить этому материалу. Необходимо понять, что получается в итоге. Чтобы оценить знания ребенка, нужно в том числе проанализировать вопросы, на которые ученик отвечает во время экзамена. Мы зафиксировали, что в 2022 году из 19 вопросов в демоверсии экзамена по истории только один вопрос был посвящен Великой Отечественной войне. Считаю, что этого крайне мало. Я обратилась к экспертам, которые формируют экзаменационные вопросы, чтобы они увеличили количество вопросов о войне. Полученные знания и система их оценки — это все связано между собой.
Читайте также:
• Специалисты оценят школьную историю, написанную Киевом • Как пройдут экзамены ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году • Чем будут кормить учеников в условиях санкций
- Какие еще недостатки вы выявили в учебниках истории?
- Излишнюю вариативность. У нас учебники очень сильно отличаются друг от друга. К примеру, в одном достаточно информации о блокаде Ленинграда, в другом — о ней всего полстраницы. Сталинградской битве в некоторых учебниках посвящено не более полстраницы.
- Почему сложилась такая ситуация?
- В нашем законе об образовании есть такое понятие, как примерная основная образовательная программа. Это вызывает вопросы у педагогов. Они спрашивают: как это понять — она примерная или основная? Есть ли сегодня в школьной программе стержень — обязательная база, которую должны все знать? Сегодня необходимо единое образовательное пространство. У нас обязательно должна появиться основная образовательная программа, на это есть очень большой запрос.
Ещё материалы: Владимир Путин, Ольга Казакова