Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Ольга Казакова: Дресс-код для учеников есть только в каждой второй школе

Депутат рассказала, введут ли в России единую школьную форму

19.11.2022 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Ольга Казакова: Дресс-код для учеников есть только в каждой второй школе
Ольга Казакова © Юрий Инякин/ПГ

72 процента россиян поддерживают введение школьной формы в России. Это на десять процентов меньше, чем четыре года назад. Такие данные получили во ВЦИОМ по результатам опросов в сентябре 2022 года и в сентябре 2018 года. Вопрос о введении школьной формы может быть вынесен на обсуждение в ближайшее время, сообщил на «правчасе» в Госдуме 16 ноября министр просвещения Сергей Кравцов. Вернется ли в школы «белый верх,черный низ», в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

- Ольга Михайловна, Минпросвещения намерено вынести на обсуждение вопрос о школьной форме. Что имеется в виду — единая форма для всех школ?

- У нас сегодня законодательно закреплено, что школы могут определяться с формой. Примерно 50 процентов школ воспользовались этой нормой и установили определенный дресс-код для учеников. При этом какой именно должна быть форма, решают сами дети, родители, учителя.

Министр говорил о том, что было бы правильно ввести такую норму, чтобы школы не просто могли принимать решение о форме, но и должны были это делать. Однако это не значит, что кто-то сверху будет указывать школам, во что именно должны быть одеты дети. Решение этого вопроса останется на усмотрение каждого учебного заведения. Это могут быть не только костюмы и платья по общему фасону, но где-то, может быть, национальная вышивка, эмблемы, значки учебного заведения.

При этом любые такие вопросы нужно решать исходя в первую очередь из блага ребенка. Это хорошо или плохо? На мой взгляд, единая форма в школе — это вопрос социальной справедливости, организации учебного процесса, дисциплины, наконец. Потому что дома мы все можем ходить в халате или спортивных штанах, однако когда мы идем на работу, мы надеваем костюм или платье. Для ребенка это важный момент взросления, когда он надевает костюм и идет в школу, как взрослый, как на работу, потому что школа — это не просто место встречи с друзьями, это определенные обязанности.

- Россия переходит на так называемый золотой стандарт образования. Для этого разработают новые образовательные программы и обновят перечень учебников. Приоткройте завесу, что ждет учеников?

- В сентябре этого года мы приняли закон о федеральных основных образовательных программах. Напомню, до этого школы пользовались примерными программами, к которым накопилось немало претензий. Доходило до того, что в разных школах давали разное определение, что такое «имя существительное». С такими подходами очень трудно перейти из одной школы в другую, подготовиться к экзаменам, сдать ЕГЭ. Золотой стандарт — это одинаковый уровень образования для всех школьников, учатся ли они на селе или в городе.

Программы сформированы, они должны быть утверждены к 1 января. Что предлагается? Например, разработан новый учебный курс по истории для девятых классов. Он посвящен переломным событиям XX века, включая Великую Отечественную войну, специальную военную операцию и принятие в состав России новых регионов. Это наша история и мы должны рассказывать о ней детям, чтобы они не выискивали эту информацию в интернете, где она не всегда достоверная.

По предложению нашего комитета в программу могут включить роман Фадеева «Молодая гвардия». Нас в этом поддержали многие эксперты, потому что это история, которая укрепляет мировоззрение детей.

Минпросвещения изменит порядок формирования федерального перечня учебников

- Много разговоров вокруг нового модуля по основам начальной военной подготовки, который планируют включить в школьный предмет ОБЖ.

- Начальная военная подготовка — это не только сборка и разборка автомата, как, собственно, многие сейчас и представляют себе этот курс. Это еще и физическая подготовка, и получение практических навыков, как перевязать рану, как оказать первую помощь, а также часть патриотической и воспитательной работы.

Мое мнение: нельзя обманывать детей и говорить, что такие навыки им никогда не пригодятся. Дай Бог, что не пригодятся! Но у нас большая страна, богатая ресурсами, и, конечно, в мире найдутся страны, которые будут смотреть на Россию как на объект, который они хотят завоевать. По моему мнению, мы должны это объяснять детям.

- Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил также подготовить законопроект о трудовом воспитании в школе. Чему, по-вашему, нужно учить на таких уроках?

- Образование, воспитание без понимания ценности труда — неполноценно. У нас сейчас в школе все, что не в рамках урока технологии, запрещено. Привлечь к уборке класса, как у нас было в советской школе, сейчас нельзя. В итоге у ребят не формируются трудовые навыки в принципе. У нас поэтому все и хотят быть маркетологами и блогерами. А экономике нужны строители, дорожники, сварщики. Но как это объяснить детям, если не прививать ценность труда с самых ранних лет?

Поручение подготовить законопроект о трудовом воспитании дано именно нашему комитету. В ближайшее время мы представим свои предложения, как это может быть организовано.

- Депутаты выступили с инициативой разрешить передавать сельские (муниципальные) школы в подчинение региональным властям. Зачем это нужно?

- Сейчас в России 40 тысяч школ, из них порядка 35 тысяч — это муниципальные школы, то есть их абсолютное большинство. Остальные школы имеют региональный или федеральный статус, как правило, это кадетские учебные заведения, специализированные интернаты и так далее.

За что отвечает муниципалитет в школе — это и уборка придомовой территории, и зарплаты сотрудников, которые не являются педагогами, и оплата ЖКХ, и решение кадровых вопросов. Хорошо, если муниципалитет с этим справляется, но это бывает невсегда. Поднятие школы до уровня регионального учебного заведения поможет решить эти и другие вопросы.

Читайте также:

• Что дает победа в школьной олимпиаде

- Госдума рассматривает проект бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Какими будут расходы на образование? И как в бюджете учтены интересы новых территорий?

- Все заявленные ранее программы сохранены. Это и горячее питание, и строительство и реконструкция школ, и переход на новый стандарт образования, и выпуск новых учебников. Самое важное, чтобы деньги работали именно на те цели, на которые они заложены. Например, мы увеличиваем расходы на горячее питание, при этом важно, чтобы эти деньги шли не на заработок бизнеса, который выигрывает конкурсы, а на улучшение качества питания в школах. То же самое со строительством школ, уже сейчас мы проводим большую работу по выявлению недобросовестных подрядчиков, которые срывают сроки, и отстраняем их от таких работ.

Что касается новых территорий, школы там также будут подключены к тем проектам, которые уже реализуются на территории остальной России. Дополнительные средства будут выделены на подготовку и переподготовку учителей в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях. Учтены и предложения самих этих регионов, например, многие учителя хотели бы подтянуть свои знания по русскому языку. Поэтому сейчас мы обсуждаем возможность дать право таким педагогам получать бесплатное второе высшее филологическое образование.