Охрану и защиту лесов предложили передать на федеральный уровень
Законопроект: № 72794-8
Депутаты Госдумы от КПРФ во главе с главой фракции Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение палаты проект нового Лесного кодекса. В нем предлагается передать полномочия по охране и защите лесов лесного фонда с регионального на федеральный уровень, увеличить в 5-10 раз число сотрудников службы по лесному контролю, закрепить новые полномочия в сфере лесоустройства и лесовосстановления и принять ряд других изменений.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, с момента принятия Лесного кодекса от 4 декабря 2006 года прошло длительное время, и современная система госуправления в области лесных отношений требует пересмотра. После принятия Лесного кодекса полномочия по охране лесов были переданы субъектам РФ, однако возложенные на них задачи по управлению и контролю за лесным хозяйством страны оказалась для многих регионов непосильными. К тому же в ряде регионов были выявлены случаи злоупотребления полномочиями и хищения средств, выделенных на управление лесным хозяйством, лесовосстановление, охрану и защиту федеральных лесов, отмечают авторы документа.
В связи с этим законопроектом предлагается передать охрану лесов лесного фонда от хищений, незаконных рубок и от незаконного вывоза круглой древесины на баланс федеральной службы по лесному контролю (надзору). Законопроект также предусматривает увеличение численности сотрудников службы контроля (надзора) и охраны федеральных лесов в 5-10 раз — до уровня, который был до передачи охраны лесов на уровень субъектов РФ.
Также разработчики предлагают закрепить на федеральном уровне более 100 полномочий, включая 20 новых. Это в том числе полномочия:
- по централизованному управлению всей системой лесовосстановления, мониторинга в лесной сфере, в том числе через создание единой федеральной системы космического и авиационного контроля за восстановлением лесов лесного фонда;
- по федеральному государственному надзору в лесах лесного фонда, с образованием территориальных органов по субъектам РФ;
- по лесоустройству в лесном фонде через территориальные органы федерального органа исполнительной власти (создаваемого Министерства лесного комплекса РФ или Федерального агентства лесного хозяйства с полномочиями, бывшими до 2007 года);
- вопросы выдачи лицензии крупным лесоперерабатывающим организациям со сроком действия не менее 20 лет для ведения полного цикла лесного хозяйства (предполагается, что с этой лицензией крупные перерабатывающие предприятия смогут участвовать в аукционах на право ведения лесного хозяйства).
В законопроекте также предлагается передать на федеральный уровень проведение авиационного, космического мониторинга лесных пожаров, экологической ситуации в федеральных лесах, по тушению лесных пожаров, борьбе с вредителями и болезнями в федеральных лесах с применением авиации (самолетов, вертолетов, беспилотников).
Кроме того, в законопроекте предлагается полностью исключить нормы о заключении договоров аренды для заготовки древесины. Отмечается, что форма договоров аренды для заготовки древесины и восстановления лесных участков после рубки не обеспечивает полного восстановления из-за короткого срока аренды (до пяти лет). В связи с этим саженцы могут погибнуть из-за отсутствия ухода (полива, удобрения, укрепления корневой системы и т. д.) и через 5-10 лет после посадки. Практика аренды лесных участков для заготовки древесины показывает, что арендатор после рубки древесины формально относится к посадке саженцев, и они погибают, уточняют разработчики законопроекта.
Договоры аренды в законопроекте предлагается заключать в случаях заготовки живицы, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и других недревесных ресурсов.
Помимо этого, законопроектом предлагается перевести из лесного законодательства в земельное вопросы образования лесных участков, установления платы за них и определения разрешенного использования. К вопросам лесного законодательства предлагается отнести вопросы защиты насаждений, их вырубки и восстановления.
Также документ предусматривает усиление контроля при маркировке и перевозке древесины, в частности электронное чипирование либо другие способы маркировки; организацию контроля за оборотом древесины на базе Единой государственной информационной системы (ЕГИС); поэтапное внедрение системы электронной маркировки древесины, в особенности ценных пород; организацию федеральной авиаохраны лесов от пожаров.
В законопроекте, в частности, предложено закрепить на федеральном уровне полномочия по тушению пожаров на землях лесного фонда в условиях высокой и чрезвычайной пожарной опасности; по выдаче разрешений на размещение на этих землях объектов капитального строительства; по восстановлению ранее действовавшей системы федеральной пожарной охраны труднодоступных лесов; по внедрению новых технологий дистанционного мониторинга лесов в разработанную организациями Минобрнауки информационную систему мониторинга лесов (ИСДМ-Рослесхоз) и другие.
Кроме того, проектом федерального закона предложено закрепить нормы, регулирующие ведение лесного хозяйства с учетом реальной рыночной стоимости древесины.
Правительство не поддержало предложенный законопроект. Как отмечается в заключении кабмина, законопроект представляет собой новую редакцию Лесного кодекса, направленную на изменение системы госуправления лесами. В документе значительно изменен порядок предоставления лесных участков в пользование, в частности вводятся новые основания для их предоставления в отсутствие четкого описания механизма их применения.
Читайте также:
• Участки у водоемов разрешили приватизировать
Законопроектом усложнен порядок расчета платы при использовании лесного участка. Положениями законопроекта предусмотрено наделение федеральных органов власти полномочиями по лесному надзору на землях лесного фонда, при этом в документе не определены полномочия по лесному надзору на землях иных категорий, говорится в заключении.
Финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит комплексной оценки социально-экономических, финансовых и других последствий принятия предлагаемых решений, а также информацию об изменении объемов доходов или расходов бюджетов бюджетной системы РФ. «В этой связи определить последствия реализации положений проекта федерального закона для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ не представляется возможным», — отмечается в заключении Правительства.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.