Охота в XXI веке: три в одном
Это уже — вид досуга, отрасль экономики и способ сохранения фауны
С 1 августа вступают в действие поправки в Закон «О животном мире» и Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», призванные навести порядок в учете охотничьих животных и правилах введения ограничений для охотников. В новом законе, по мнению авторов, найден баланс между защитой публичных интересов и устранением административных барьеров для охотпользователей.
От формализма — к реальному контролю
Закон устанавливает четкие и непротиворечивые законодательные требования в сфере охотничьего хозяйства. Так, прописаны нормы о госмониторинге охотничьих животных, учёте и кадастре, определены обязанности государства, федеральных и региональных органов, охотпользователей. В итоге должен быть наведен порядок в учётах, и наконец станет ясно: сколько и каких охотничьих ресурсов (т.е. животных) есть в стране и какова динамика изменения их количества. До принятия закона имелась только приблизительная картина.
Во-вторых, закон также снимает вопросы, связанные с ограничениями охоты. Это сведет к минимуму количество соответствующих судебных конфликтов. Виды, сроки, допустимые орудия охоты и иные ограничения станет определять губернатор после согласования с Минприроды России.
Так, условием запрета охоты может быть только сокращение численности вида более чем на 50 процентов.
В-третьих, закон впервые в российской истории прописал базовый порядок ведения Красной книги как одного из основных государственных институтов защиты и сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. До сих пор такие правила на законодательном уровне отсутствовали в принципе.
«В нашей стране около четырех миллионов охотников. С теми, кто хотел бы этим заниматься — семь миллионов, а потенциально — от 10 до 15 миллионов россиян», — напомнил «РФ сегодня» один из авторов закона, зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев.
При этом, по данным Минприроды, численность основных (лимитируемых) видов охотничьих ресурсов на протяжении последних 10 лет устойчиво растет.
- Популяция лося с 723,2 тысячи особей выросла до 1149,7 тысячи,
- дикого северного оленя — с 917,9 тысячи до 943,8 тысячи,
- европейской и сибирской косулей — с 810,3 тысячи до 1269,3 тысячи,
- благородного оленя — с 181,3 тысячи до 313,5 тысячи,
- соболя — с 1243,1 тысячи до 1546 тысяч,
- бурого медведя — с 168,2 тысячи до 286,1 тысячи.
(Источник: Минприроды)
Поправки и потребовались потому, что нормы двух упомянутых законов, по которым жило до сих пор охотничье сообщество, часто пересекались и трактовались по-разному. Теперь правовые коллизии сняты.
«Установлены более четкие требования к ведению охотхозяйственной деятельности», — объяснил «РФ сегодня» соавтор закона, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислав Резник. — Отрегулировано два важнейших блока он. Первое, определены основные правила ведения госмониторинга охотничьих животных. Второе, прописаны основания и порядок введения ограничений охоты, включая ее запрет, чего до недавних пор не было и вызывало множество конфликтов в правоприменении».
Закон призван сместить акценты в госуправлении с формальной оценки выполнения правил к содержательной, риск-ориентированной работе по контролю за использованием и сохранением животного мира, подчеркнул депутат.
Научный подход
«На основе системы учетов происходит квотирование отстрела животных и ограничение правил охоты, — продолжает Владимир Лебедев. — Раньше одни охотпользователи проводили учет, другие отказывались, ссылаясь на то, что это дело государства. Теперь есть четкие правила игры. Ясно, что такое мониторинг, учет, кадастр. Понятно, кому что делать: государству, федеральным и субъектовым органам, охотпользователям».
Учет ведут три категории пользователей. В общедоступных охотугодьях — региональные органы власти, уполномоченные в области охоты и сохранения охотресурсов. В закрепленных угодьях — юрлица и ИП, имеющие охотхозяйственные соглашения. На ООПТ федерального значения — управляющие ими федеральные госбюджетные учреждения.
Учетные данные включаются в единый охотхозяйственный реестр Минприроды РФ, отслеживающий динамику изменений численности по видам и регионам обитания охотничьих животных.
Закон уточнил многие процессуальные моменты проведения госмониторинга, который будет осуществляться на основе научного подхода, обращает внимание Резник. Это повысит эффективность управления популяциями животных. «Таким образом, мы в законе попытались найти баланс между двумя сторонами, — отметил он. — Защитить публичные интересы и устранить административные барьеры для охотпользователей».
Сегодняшняя статистика охотничьих ресурсов, по мнению Владимира Лебедева, приблизительна. «Доказательство тому — освоение квот на отстрел охотничьих животных, которые в большом количестве охотничьих хозяйств выбираются не полностью, — пояснил сенатор. — И не по причине административных ограничений, а скорее из-за завышенности учетных данных. Не все регионы добросовестно относились к системам учета. В частности, возникали проблемы в Ивановской и ряде других областей европейской части».
Ограничения определяет губернатор
Так, в Нижегородской области, рассказал сенатор, за пять — семь лет «мы хотим получить объективную картину количества охотничьих животных, разбив охотпользователей на группы и применив риск-ориентированный подход». Путь — совместные учеты во всех охотхозяйствах силами субъектового органа, работников госучреждений, экспертов, студентов профильных учебных заведений и общественных организаций.
До сих пор охотные ограничения порождали много судебных конфликтов. С 1 августа виды, сроки, допустимые орудия охоты и иные ограничения определяет губернатор после согласования с Минприроды России. Условием запрета охоты для охотпользователя может быть только сокращение численности вида более чем на 50 процентов.
Между тем руководитель программы по ООПТ отделения «Гринпис в России» Михаил Крейндлин считает, что закон дает лазейку в виде исключительных случаев для «добывания» редких видов животных. В связи с такой позицией Владислав Резник напомнил, что ранее любые действия с краснокнижными видами регулировались ст.24 закона о животном мире, допускавшей их оборот в исключительных случаях.
«Это положение неизменно и теперь, — констатировал парламентарий. — Мы внесли в закон об охоте соответствующие корректировки с указанием на закон о животном мире как приоритетный акт в данной сфере правоотношений. Аналогично с рыболовством (ст. 27 Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»)».
И все же либерализация законодательства в разрешении охоты на землях сельхозназначения, ведении охотхозяйства в лесах зеленых зон, вольерной охоты и других вызывает неоднозначное отношение в обществе. Да и треть депутатов Госдумы не голосовала за этот закон.
Сенатор Владимир Лебедев объясняет это давлением «зеленого» лобби.
«Зеленые» против
По этому вопросу пресс-служба Минприроды сообщила «РФ сегодня»: «Хозяйственное использование краснокнижных организмов фауны и флоры, занесенных в красные книги федерального и регионального значения, как не допускалось, так и не допускается. Это регулируется ст.60 закона об охране окружающей среды ФЗ-7».
При этом до сих пор ч.4 ст.11 закона об охоте предусматривала возможность охоты на краснокнижных млекопитающих и птиц в научно-исследовательских и образовательных целях, а также для акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов. Новый закон, считают в Минприроды, «конкретизируя случаи, существенно ограничит возможности добычи этих животных».
Впрочем, помимо гуманитарных вопросов, зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Анатолий Грешневиков видит в теме охоты и экономическую подоплеку. «Мне кажется неправильным, что охотники освобождены от всех налогов. Они же эксплуатируют ресурсы природы, а в бюджет ничего не дают. Не поставлена точка и в теме притравочных станций. Мы должны стремиться, чтобы законодательство гуманизировало общество, в котором и без того дефицит доброты, а не, наоборот, ожесточало его».
Браконьеры — это бандиты
В России усиливается и контроль за зоопарками, где раньше нелегально содержали и выращивали куропаток, за ресторанами, где подают запретную дичь по тысяче долларов за блюдо. Но бизнес этот еще имеет место, по словам Грешневикова. СМИ не раз сообщали о случаях ВИП-браконьерства, в которых наряду с краснокнижными животными гибли губернаторы, представители президента и другие высокопоставленные функционеры. Все это вызывает большой общественный резонанс.
«Этот порок был и пока еще остается, — резюмирует Владимир Лебедев. — Но хочу подчеркнуть два момента. Первое, чем больше территорий обретут настоящего хозяина, тем больше будет порядка. И второе, более принципиальную позицию должны занимать федеральные органы. Ведь чаще всего ВИП-охота происходит на территории, контролируемой государством, либо вообще в заповедниках, где ВИП-браконьеры стреляют в редкие, ценные, а то и краснокнижные виды».
Прокуратура стала серьезно реагировать на такие скандалы. Владельцам охотхозяйств они не нужны, потому что исход один — расторжение охотхозяйственного соглашения и потеря денег, вложенных людьми на многие годы вперед.
Иссякает и бизнес на трофеях краснокнижной охоты, поступающих в дорогие рестораны. Явление процветало до ужесточения законодательства, признает сенатор. Но теперь виновен не только тот, кто добыл, но и тот, кто купил добычу.
«И это правильно, — считает он. — Разнузданность по отношению к краснокнижной фауне — в прошлом. Личное вмешательство президента, создание ООПТ, введение уголовного наказания в последние семь — восемь лет сильно улучшили ситуацию. Хочу подчеркнуть: эпизоды браконьерства никакого отношения к охотничьему сообществу не имеют. Браконьеры — это жулики и бандиты».
Зоозащитники ставят вопрос о полном запрещении охоты, поскольку в XXI веке это не исключительный источник пропитания, а лишь жестокое развлечение.
«Буду резок, нам эту тему подкидывают, чтобы в России, с ее уникальными возможностями, пространствами от Арктики до пустынь и субтропиков, затормозить развитие охотничьей отрасли. Куда нас толкают? Вон Грета Тунберг уже выдвинула лозунг отказаться от белковой пищи и перейти на растительную», — возмущается Владимир Лебедев.
Экономический взгляд
«Если охотиться — неэтично, а, извините, есть мясо коровы или курицы — этично? Разделять то и другое — прямое ханжество, — подчеркнул сенатор. — Нет, я традиционщик и буду есть мясо, в том числе и добытое мной».
Однозначно высказался на вопрос об этичности охоты и Владислав Резник, тоже охотник: «К сожалению, так называемые зоозащитники совершенно не понимают, что охота и охотничье хозяйство — не развлечение, а основной вид регулируемого пользования животным миром, обеспечивающий его защиту и сохранение, а также социально-экономические потребности граждан. Это традиционное занятие народов нашей страны. Оно привлекает инвестиции, формирует доходы бюджетов различных уровней, создает рабочие места в отдаленных регионах».
Охота как отрасль экономики в России развита гораздо хуже, чем в ведущих странах, и ее вклад в ВВП ничтожен. А в США — до двух процентов, напомнил Владимир Лебедев. Между тем она способна потреблять огромную номенклатуру товаров и услуг, начиная с оружия, боеприпасов, одежды, самоходной техники, орудий охоты и прочего.
Их оборот при снятии препон можно сразу поднять с 400 миллиардов до 900 миллиардов рублей, создав от 40 до 80 тысяч новых рабочих мест.
Тут есть еще и проблема, связанная и изменением подходов к обороту оружия. Практику его получения исключительно через охотничий билет сенатор считает в корне неправильной. К определенной части гражданского оружия (тактического, самообороны и другого) охотники не имеют никакого отношения, а тень в случае чего падает на них. Все это надо разделить. Кто хочет защищаться — одна категория, тактики — другая, охотники — третья. Здесь очень много вопросов, требующих решения.
В России гигантский нереализованный потенциал развития как охотничьей отрасли (включая охоту, охотничий туризм, дичеразведение), так и смежных отраслей (охотничье оружие и патроны, снаряжение, одежда и так далее), подтверждает Владимир Резник.
«Данная сфера динамично растет, поэтому также готовятся и законодательные инициативы в поддержку ее дальнейшего ускоренного развития, — констатировал депутат. — Уверен, что это самым положительным образом скажется на сохранении животного мира и среды его обитания».
Справка
- Сегодня на территории Российской Федерации обитает 228 видов охотничьих животных.
- Общедоступные охотничьи угодья в РФ составляют около 1,5 миллиарда гектаров, из них 46 процентов — общедоступные, 54 процента — связанные охотхозяйственными соглашениями либо долгосрочными лицензиями юрлиц и ИП.
- На этой территории сосредоточено 91 процент кабанов, 75 процентов лосей и косуль - всего 61 процент от учтенных животных указанных видов.
- Стоимостная оценка охотничьих животных на территории РФ превышает 87 миллиардов рублей.
- В сфере охотхозяйства постоянно или временно заняты более 80 тысяч работников.
- Ущерб от незаконной добычи охотничьих животных превышает объем легальной добычи охотничьих животных и составляет ежегодно около 18 миллиардов рублей.
(Из «Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года»)