ОГЭ без калькулятора — мозги на ветер
Педагоги спорят о последствиях новаций на экзаменах для выпускников 9-х классов
Вот уже несколько лет выпускникам 9-х классов перед сдачей ОГЭ по математике не нужно писать шпаргалки: все основные формулы и правила им предоставляют вместе с контрольно-измерительными материалами. Но подросткам это не помогает, и ежегодно во всех регионах пополняется «армия безаттестатников», не набравших даже минимальное количество баллов на экзамене. В 2024 году школьникам решили помочь основательно: во время ОГЭ по математике можно будет пользоваться калькулятором. Это решение вызвало волну обсуждений в профессиональной среде: одни считают, что это отвечает современным реалиям, когда нужно в первую очередь понимать математическую логику, а не складывать в столбик. Другие уверены: через несколько лет дети забудут, что такое таблица умножения, и чтобы улучшить статистику при сдаче экзаменов, придется придумывать что-то еще.
Ручка против клавы
Минпросвещения разместило на портале нормативных актов проект совместного с Рособрнадзором приказа об утверждении единого расписания и продолжительности Основного государственного экзамена и требований к использованию средств обучения при его проведении в 2024 году. В документе указано, что на экзамене по математике выпускники 9-х классов могут использовать непрограммируемый калькулятор с возможностью вычисления тригонометрических функций, линейку, не содержащую справочной информации, и выдаваемые вместе с КИМ справочные материалы, содержащие основные формулы.
Эти положения не подлежат корректировке, так как еще 10 ноября их утвердили Спецификацией контрольных измерительных материалов, которую подписало руководство Федерального института педагогических измерений и Научно-методического совета ФИПИ по математике.
Родоначальником этой новации считают академика РАН, члена ученого совета ФИПИ Алексея Семенова. В своих исследованиях и докладах, размещенных в открытом доступе, он говорит, что сегодня значительная доля интеллектуальной деятельности человека отдается компьютеру, мобильному телефону, пылесосу, стиральной машине и другим гаджетам. Поэтому детям в школе нужно дать возможность использовать те же средства и инструменты, что и в повседневной жизни. «Мы не решаем каждый день алгебраические уравнения. Но важные задачи решают инженеры, физики, математики — все для этого используют компьютер. Поэтому решения уравнений с помощью компьютера — это сегодняшняя реальность. А чем связано то, что мы даем ребенку в школе? Почему в школе мы учим писать ручкой, а сами печатаем на клавиатуре? Почему обучаем детей таблице умножения, а сами считаем на калькуляторе?» — задался вопросами академик в своем авторском видеоролике, размещенном на странице Российской академии образования.
По его словам, в ситуации, когда у школьников интерес к математике падает, нужно повышать мотивацию к образованию — предлагать школьникам новые и посильной трудности задачи и ориентировать подростков на достижение жизненных целей. Так, чтобы калькулятор, компьютер и даже Word с проверкой орфографии становились доступными инструментами для решения жизненных задач.
Учитель информатики школы № 564 Северной столицы председатель ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаил Богданов считает, что причина такого решения кроется в проблемах со статистикой ОГЭ: «В истории с калькуляторами сошлись две идеи. Одна, которая исходит от Алексея Семенова, — не напрягаться. Вторая — о повышении результатов и улучшении статистики ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Уже видна тенденция некого замкнутого круга: как только снижают требования на экзаменах, сразу падает нижняя планка. И каждый год приходится что-то придумывать, чтобы статистика была хотя бы не хуже, чем в прошлые годы. А она, зараза такая, все время сползает вниз».
Напомним, что практически ни одно учебное заведение не принимает выпускников, прослушавших девять классов, но не сдавших экзамены. Школьникам нужно сдать ОГЭ по четырем предметам, из которых два — русский язык и математика — обязательные. Без этого подростки не получают аттестат. И вынуждены пробовать пересдавать экзамены летом и осенью или оставаться на второй год. Или, если не хватает моральных сил на учебу, идти работать туда, где не требуют документов об образовании.
Михаил Богданов считает, что калькуляторы на экзаменах — это решение, вызванное как раз страхом ежегодной невыдачи аттестатов десяткам и сотням тысяч подростков, которым будет некуда пойти. Он уверен, что это породит еще больше проблем. «С калькуляторами, может быть, экзамены сдаст больше девятиклассников, но уже через год-два им придется еще что-то придумывать», — считает школьный учитель. Педагог убежден, что чиновники таким образом решают свою ведомственную задачу с отчетностью, а не проблему качества образования.
По итогам ОГЭ-2023
Рособрнадзор на своем сайте не публикует статистику результатов ОГЭ по всей стране. Ее можно найти на сайтах региональных департаментов образования. И то не во всех субъектах. Например, в Новосибирской области статистические отчеты пока не опубликованы. В то же время в 2023 году в этом регионе, о чем летом сообщил ТАСС тогдашний областной министр образования Сергей Федорчук, в первый день сдачи ОГЭ по математике с заданиями не справились 34,58 процента из более чем 30 тысяч выпускников.
Есть регионы, где результаты вполне приличные. Например, Калининградская область — там из 11 тысяч девятиклассников минимальный балл не набрали всего 159 человек. Или Татарстан, где из 39 тысяч выпускников доля не сдавших математику всего 0,66 процента, или 264 человека. Крым тоже на передовых позициях: там из 19 тысяч школьников двойку на ОГЭ получили 215 человек, или 1,1 процента. В Приморском крае таковых набралось на 2,1 процента — 400 выпускников.
А вот в Омской области с ОГЭ по математике не справились более трех тысяч школьников из 21 тысячи выпускников — 14,8 процента. Даже после дополнительного периода доля отрицательных результатов сократилась только до 6,7 процента, аА это почти 1,5 тысячи подростков.
В Пермском крае неуд получили 1395 школьников — 6,5 процента от сдававших.
В Петербурге процент меньше — 3,86, но из более чем сорока тысяч девятиклассников это все равно 1719 человек.
Еще 1227 ребят провалили ОГЭ по математике в Самарской области — это 4,2 процента от сдававших.
В Свердловской области 13,62 процента с двойками по математике — это 6077 школьников.
В Тюменской области математику завалили 1998 ребят — 10,3 процента.
В Удмуртии — 13,02 процента, или 2261 человек.
Даже в Чукотском автономном округе по этому направлению провал: из 650 человек математику не сдали 98 учеников — 15,8 процента от всех девятиклассников.
Курица или яйцо
Сенатор доктор филологических наук Людмила Скаковская считает, что принятое решение — верное. Потому что ОГЭ для школьников — это первый экзамен такого уровня. Во время него самое важное, чтобы учащиеся имели возможность продемонстрировать глубокое понимание предмета, а не только свои вычислительные способности: «Девятиклассникам для достижения максимального результата на ОГЭ по математике необходимо выполнить 25 заданий. Важно отметить, что это преимущественно практико-ориентированные задачи, требующие наличия логики, навыков и анализа. Следовательно, возможность использовать калькулятор не будет влиять на итоговый результат. Тем более что калькулятор должен быть непрограммируемым, то есть не иметь функций, которые позволяют записывать и запускать алгоритмы, а также не иметь выхода в интернет».
Михаил Богданов уверен, что не сам факт экзамена на калькуляторе страшен, а последствия такой новации для выпускников следующих лет, которые сегодня учатся в начальной школе и в 5-8-х классах: «Развитие мозга — серьезная история. Люди склонны лениться, потому что мозг, если его напрягать, съедает много энергии. Такое упрощение приведет к тому, что школьники просто перестанут учиться считать и будут пользоваться калькуляторами постоянно. Причем это произойдет моментально. Два-три года и все — таблицу умножения можно будет вычеркивать из учебников».
Такого же мнения придерживается проректор по внешним связям и работе с абитуриентами петербургского Университета управления и экономики Владимир Дмитриев. По его словам, каждый год в вуз поступают студенты, хорошо натренированные и сдавшие ЕГЭ, но когда начинается работа с ними, возникают проблемы: «У них какое-то кубическое мышление. Им приходится разъяснять, как устроен мир. Что он не «угадайка». Что в жизненных ситуациях часто нет второго варианта. Есть только один, до которого каждый должен додуматься сам, своей головой. А для этого она должна быть развита. Да, наличие на экзамене калькулятора и формул — это, конечно, удобно. Но если мы пойдем по такому пути, то вскоре встанет вопрос, зачем запоминать, что были такие мужики, как Пушкин и Лермонтов? Окажись такой человек в тайге или просто в поле, где нет интернета, — и все. Он без компьютера становится беспомощным. Бери его голыми руками, он два слова не свяжет и понять не сможет, что происходит».
По мнению Дмитриева, такие новации — это остатки влияния сторонников «красивого Запада» и европейских лекал: «Мальчишек и девчонок нужно заставлять думать, нужно заставлять запоминать и формулы, и таблицу умножения в первую очередь, чтобы развивались нейронные связи в мозгу. Иначе это будет не мозг, а студень, холодец».
Член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова придерживается мнения, что подходы все-таки нужно менять с учетом современных реалий. А в школе при подготовке девятиклассников к ОГЭ педагогам необходимо не натаскивать учеников, а учить. Но вопрос использования калькулятора на экзамене — сложный: «Это философский вопрос из разряда, что было раньше — курица или яйцо? Думаю, в математике следует помнить не формулы, а алгоритмы мышления. Мы учим правила и показываем, как применять их на практике. Качественно отработать устный счет только на уроках математики не получается в принципе. Для этого слишком мало времени, нужна дополнительная практика. Где ее взять? В жизни? На других уроках? Нельзя отрицать очевидное — там калькуляторы уже используются».
По ее мнению, важны другие знания и способности. Например, нужно уметь быть наблюдательным и видеть закономерности, знать математические факты и уметь их использовать при решении самых разных задач, выстраивать правильную стратегию решения и проверять ответ на достоверность.
Депутат уверена, что без математической логики калькулятор на ОГЭ все равно не поможет. «Сегодня новые интересные содержательные прикладные задачи как по алгебре и геометрии, так и по вероятности и статистике, проверяющие понимание и знание законов чисел, правил действий с дробями, умение выполнить цепочку преобразований в числовом выражении, и не только. Нужны наборы таких примеров, при решении которых бездумное использование калькулятора не приведет к верному ответу. И в демонстрационном варианте ОГЭ-2024 уже такие задания есть», — заключила Тутова.
Читайте также:
• В Госдуме предложили включить в ЕГЭ по литературе знаковые произведения всех эпох
Ещё материалы: Людмила Скаковская, Лариса Тутова