Обжалование «писем счастья» от ГИБДД собираются упростить
В Госдуме планируют разработать законопроект, позволяющий автовладельцам удалённо отменить неверно выписанный штраф с камер видеофиксации
Фото: simicon.ru
Технические ошибки в присланном по почте постановлении о наложении штрафа станут основанием для автоматического аннулирования документа без участия автовладельца. Об этом рассказал «Парламентской газете» автор инициативы, первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Система фото-видеофиксации правонарушений вещь в стране довольно новая. Одной из первых она заработала в Москве. Шесть лет назад на дорогах столицы появились единичные камеры, а уже сейчас их 1424. В день через центр фото-видеофиксации проходит в среднем около двухсот тысяч материалов по нарушениям скоростного режима, правил разметки и знаков, выезда на полосу общественного транспорта. Компьютер сличает номер и марку авто на фото с базой данных, определяет владельцев машин-нарушительниц, после чего оформляет на них штрафные постановления. Однако иногда искусственный интеллект даёт сбой.
Докажи, что ты это не ты
Владелица кроссовера Мицубиси Аутлендер Александра Ф. удивилась, когда получила заказное письмо, в котором от неё требовали уплатить штраф за неправильно припаркованный внедорожник Мицубиси Паджеро. При этом у авто-нарушителя даже номер был другой — не совпадал на одну цифру. Очевидно, что произошла чисто техническая ошибка, которую должен был заметить оператор центра фото-видеофиксации или инспектор, который своей электронно-цифровой подписью подтверждал подлинность постановления. Однако ошиблись и люди.
Девушке понадобился целый месяц и личный визит из области в Москву, чтобы обжаловать неверно выписанный штраф. Согласно примечанию к ст.1.5 КоАП РФ, привлекаемое к административной ответственности лицо должно доказывать свою невиновность: обращаться с письменным заявлением в территориальное отделение ГИБДД и месяц ждать ответа.
Кстати, в столице получить «письмо счастья» можно от трёх различных инстанций. Так, за соблюдением правил парковки следят не только сотрудники ГИБДД, но и Московская административная дорожная инспекция (МАДИ), а также ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства»(АМПП), где штрафуют за неоплату парковки. И везде несправедливо обвинённым приходится выстраиваться в очереди, чтобы добиться справедливости.
В столице получить «письмо счастья» можно от трёх различных инстанций.
«К сожалению, такие истории сегодня не редкость, — отметил депутат Вячеслав Лысаков. — Чтобы обжаловать постановление о наложении штрафа, автовладельцу нужно пройти целую цепочку препятствий. Вплоть до того, что ему приходится ездить разбираться в другой город. То есть человек не виноват в нарушении, при проверке это было подтверждено, но удалённо решить вопрос нельзя. Техническая ошибка, а страдать должен автовладелец».По мнению законодателя, процедура обжалования подобных ошибочных постановлений слишком забюрократизирована и нуждается в упрощении.
«Парадокс, но даже когда в ГАИ видят, что произошла ошибка — цвет машины другой, номер отличается — они не могут отменить собственное постановление. Должен либо прокурор вынести им определение об отмене, либо сам водитель приехать и написать заявление, что это не его машина», — пояснил он.
Человеческий фактор
Как рассказал Вячеслав Лысаков «Парламентской газете», устранением этих законодательных коллизий он планирует заняться в скором времени. Прежде всего, считает законодатель, у подразделения, уполномоченного выписывать штрафы по почте, должны быть правовые основания ликвидировать «бракованные» постановление без участия автовладельца.
«Устают операторы, которые проверяют видео- и фотофайлы, и происходят ошибки. И они будут происходить всё чаще: количество камер на улицах растёт. Законопослушные автовладельцы сегодня теряют время и нервы, чтобы доказать, что они не совершали правонарушений. Значит, надо сделать так, чтобы не страдали невиновные. Эту задачу мы будем решать».
Сейчас получается, что постановление о наложении штрафа выносят в одну секунду, а на обжалование его у автовладельца уходит месяц.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев рассказал «Парламентской газете», как подобные казусы решают за границей.«За рубежом форма обжалования неверных штрафов уведомительная — то есть, если гражданин сообщил об ошибке, то сотрудники полиции разбираются в этом самостоятельно, независимо от него, — пояснил эксперт. — Хорошо чтобы и нас такое было. А то сейчас получается, что постановление о наложении штрафа выносят в одну секунду, а на обжалование его у автовладельца уходит месяц».
По замыслу депутата Лысакова, систему обжалования административных штрафов с техническими ошибками следует максимально упростить, по принципу одной кнопки.
«Например, автовладелец на сайте Госуслуг, в разделе штрафы может кликнуть окошко «Не мой номер». После этого сотрудники подразделения, выписавшего постановление, ещё раз его проверяют, и в случае обоснованности претензий отправляют штраф в корзину», — пояснил депутат.
На сайте Госуслуг человек авторизован, поэтому его запрос уже не будет выглядеть анонимной жалобой, добавил он.
За чем следят камеры фото- видеофиксации
- 5349 камер — нарушение скоростного режима
- 635 камер — движение ТС по полосам для общественного транспорта
- 526 камер — нарушение правил остановки и стоянки
- 334 камеры — нарушение правил проезда перекрёстков
- 302 камеры — выезд на «встречку»
- 259 камер — нарушения требований знака «Движение грузовых автомобилей запрещено»
- 52 камеры — нарушения в зоне пешеходных переходов
- 43 камеры — нарушения на железнодорожных переездах
По данным ГИБДД