Общественному транспорту предписали кондиционеры
Как быть пассажиру, если в салоне автобуса или трамвая жарко
Планируя поездку, мы не рассчитываем на то, что во время путешествия придётся терпеть духоту в поезде или самолёте. Санитарные нормы чётко предписывают допустимую температуру воздуха и его влажность в купе, салоне авиалайнера или вагоне метро. Однако с наступлением жаркой погоды становится очевидно, что не все перевозчики соблюдают требования СанПиНа. Какие температурные ограничения установлены для разного вида общественного транспорта и как пассажиры могут отстаивать свои права на комфортную поездку, разбиралась «Парламентская газета».
Комфорт или поездка
Роспотребнадзор предложил выделить в СанПиНе отдельные санитарные требования для автомобильного и городского электротранспорта, а также обслуживающей инфраструктуры. Документ, размещённый на портале проектов нормативных актов, устанавливает требования к микроклимату в автобусах, легковых такси, грузовых автомобилях, трамваях, троллейбусах, на монорельсовом транспорте и подвесной канатной дороге.
Согласно новым нормам, если на улице температура воздуха ниже +10 градусов, то в кабине и салоне должно быть от +20 до +23 градусов, если выше +10 градусов, то от +14 до +18 градусов. Также проект предъявляет требования и к зданиям автовокзалов. Температура в зоне пребывания пассажиров на автостанциях и транспортно-пересадочных узлах должна быть от +20 до + 25 градусов.
Значит ли это, что россияне совсем скоро навсегда забудут о «парилках» на колёсах? В этом сомневается первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.
«Какие правила не пиши, если климатконтроля в транспорте нет, то снизить температуру в салоне во время жары невозможно, — пояснил он «Парламентской газете». — Даже в Подмосковье сегодня ещё можно встретить автобусы, выпущенные во времена Советского Союза. Уверен, и в других регионах такого транспорта хватает».
За соблюдением санитарных норм на транспорте должны следить специалисты Роспотребнадзора, рассказал «Парламентской газете» председатель Союза потребителей Пётр Шелищ. Они могут предупредить перевозчика или оштрафовать его, однако на первое время необходимо искать компромисс, чтобы работа транспорта не была парализована.
«Если пассажира спросить, что лучше: ехать на автобусе без кондиционера или остаться вообще без автобусов, которые Роспотребнадзор запретит эксплуатировать в связи с нарушением СанПиНа, то многие россияне выберут первый вариант», — подчеркнул правозащитник.
Самолёты не проветривать!
Другое дело, когда современный транспорт обеспечен необходимыми возможностями по формированию комфортного микроклимата, но в силу каких-то причин превращается в душегубку.
По действующим нормам температура воздуха на борту самолёта должна сохраняться в пределах 20-25 градусов при относительной влажности от 30 до 70 процентов. Имеющееся на борту оборудование позволяет контролировать эти показатели. Несоблюдение «микроклиматических» требований — повод пожаловаться в Роспотребнадзор, напоминает Пётр Шелищ.
При этом эксперт не рекомендует пассажирам, отстаивая свои права, нарушать правила безопасности, как это сделал 11 июля пассажир рейса Москва — Анталья в аэропорту Шереметьево. Как писали РИА «Новости», не выдержав долгого ожидания взлёта и духоты в салоне, мужчина открыл люк аварийного выхода. В результате раскрылся спасательный трап.
«Температура на борту была сверх допустимых норм, в салоне не работала система вентиляции и кондиционирования. Да, было нарушение со стороны перевозчика, но это не даёт право пассажирам самостоятельно проветривать самолёт», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что у пассажира теперь возникнут большие проблемы: авиакомпания предъявила имущественные претензии за вынужденную задержку рейса и замену самолёта.
Как защитить свои права
Правильные действия такие: пассажир должен подать жалобу в Роспотребнадзор, также он может обратиться в суд за компенсацией причинённого вреда.
«Пользуясь своим правом, пассажир может предъявить претензии перевозчику за попытку оказать заведомо некачественную услугу», — рассказал бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко.
Согласно статье 29 Закона «О защите прав потребителей», перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя следующие требования:
- о безвозмездном устранении недостатков;
- о соответствующем уменьшении цены услуги;
- о возмещении понесённых им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;
- о расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.
Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным, железнодорожным транспортом — 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней.
При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — шесть месяцев.
Температура на других видах транспорта
Железнодорожный. В действующем СанПиНе сказано, что в летнее время в плацкартном, купейном вагонах, в вагонах с креслами температура должна быть +24° C, если на улице ниже +20° C. При температуре выше +40° C — не более +28° C градусов, а зимой — +22° C.
В пригородных электричках температура воздуха в салоне должна составлять не менее +14° C и не более + 18° C при наружной температуре воздуха до +10° C. Если воздух за окном прогрелся до +40° C, то температура воздуха в салоне должна составлять не менее 24° C и не более 28° C.
Метрополитен. Температурный СанПиН совпадает с нормативами, которые предусмотрены для железнодорожного транспорта. По данным Мосметро, 3,6 тысячи вагонов столичной подземки оборудованы современной системой кондиционирования. При этом общее количество вагонов — 7 тысяч, то есть почти половина подвижного состава использует естественную вентиляцию: специальные воздухозаборные устройства и открытые форточки.
Водный. Параметры микроклимата в судовых помещениях при температуре за бортом +10° C и ниже определены в пределах от +22° C до +24° C, а в жаркую погоду не должна превышать +25° C.
Ещё материалы: Геннадий Онищенко