Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Образование хотят избавить от заимствований

Молодежь предлагают учить с учетом российских духовно-нравственных ценностей

11.09.2023 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Образование хотят избавить от заимствований
  © Юрий Магас/ПГ

Группа сенаторов и депутатов предложила скорректировать основы госполитики в сфере образования. Они предложили уточнить принцип гуманистического характера образования на основе российских духовно-нравственных ценностей, а не чужеродных шаблонов и заимствований. Такой законопроект уже получил положительный отзыв кабмина и внесен в Госдуму. В конце сентября депутаты рассмотрят документ в первом чтении, рассказал «Парламентской газете» один из его авторов, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.

Своим умом

Закон об образовании приняли в 2012 году. В нем записали и основные принципы госполитики в сфере образования. Всего их 12, в том числе о «единстве обучения и воспитания», который добавили в 2023 году.

Среди других принципов — право каждого человека на образование, признание приоритета образования, светский характер образования и так далее. Также в пункте 3 статьи 3 говорится о гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитании взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма и прочего хорошего.

Именно этот пункт и предлагают уточнить авторы законопроекта, в том числе главы профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы Лилия Гумерова и Ольга Казакова. По мнению парламентариев, принцип гуманистического характера образования «не должен трактоваться в универсально-абстрактном смысле, а подлежит раскрытию и реализации на практике в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».

«Система образования должна формировать зрелую и ответственную личность, приобщать к богатству нашего цивилизационного наследия и вдохновлять идеей обустройства и благополучия России», — объяснил ранее «Парламентской газете» суть нововведений Сергей Кабышев.

Сергей Кабышев. © пресс-служба Госдумы

При этом «насаждение чуждых идеалов и ценностей разрушает фундамент культурного суверенитета и подрывает основы политической стабильности и государственности», отмечал депутат.

Россияне перестанут переплачивать за мусор

Но с учетом опыта других стран

Как именно обновленный принцип гуманистического характера образования может отразиться на работе школ, колледжей и вузов, «Парламентской газете» разъяснил первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. «В дальнейшем на основании этого будут составляться учебные курсы и пособия, — сказал депутат. — Такая работа уже идет, например, с этого года в институтах появился курс «Основы российской государственности». Принятие поправок создаст законодательную базу для введения в программы этих и других новых занятий».

Авторы законопроекта отметили, что развитие образования «в русле национальных традиций и в интересах национального развития» — это не отечественное изобретение. Такие принципы уже используются, например, в Армении, Белоруссии, Таджикистане. А в Китае закон прямо указывает, что образование должно «служить народу», а также «поддерживать и упрочивать прекрасные исторические и культурные традиции китайской нации, перенимая все выдающиеся достижения человеческой культуры», приводится пример в пояснении к документу.

За будущего президента в 2024 году россияне будут голосовать дистанционно

Суверенизация — не изоляция

Еще одна новелла законопроекта вводит требование научной обоснованности развития системы образования в России. Речь идет об учете исторического наследия страны и перспективных задач развития государства.

«Система образования должна соответствовать уровню развития науки и техники в стране. Также необходимо учитывать историческое наследие российского образования и педагогики», — пояснил Сергей Кабышев.

При этом суверенизация образования не равна его изоляции, следует из пояснения к документу, который предписывает обеспечивать благоприятные условия для равноправного взаимодействия российской системы образования с аналогичными системами других стран.

На проект закона уже получен положительный отзыв Правительства. При этом отдельные корректировки предложено уточнить. В обновленном варианте законопроект будет вынесен на рассмотрение Госдумы в первом чтении в конце сентября, рассказал Сергей Кабышев.

Читайте также:

• Матвиенко призвала школьников ничего не бояться, а Володин — учиться преодолевать трудности