О причинах катастрофы Ан-148 расскажет второй «чёрный ящик»
«Парламентская газета» собрала всю известную на данный момент информацию о крушении самолёта в Подмосковье
Фото: REUTERS/Sergei Karpukhin
Самолёт Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший в минувшее воскресенье по маршруту Москва — Орск, пропал с экранов радаров всего через несколько минут после взлёта из аэропорта Домодедово и рухнул с высоты двух километров. Вскоре выяснилось, что воздушное судно потерпело крушение в Раменском районе Подмосковья, а его обломки разбросало на площади в 30 гектаров.
Гибельный рейс
Спасательные работы оказались осложнены погодными условиями: первым бригадам спасателей и врачей пришлось прибывать на место крушения на вертолётах. А в настоящее время в поле работают тракторы, которые расчищают подъезды для МЧС, следователей и медиков.
Глава МЧС Владимир Пучков на заседании штаба по ликвидации аварии рассказал, что обломки и фрагменты тел могут собирать до семи дней. Между тем Межгосударственный авиационный комитет (МАК) намерен задействовать беспилотники — с тем, чтобы получить более цельную картину происшедшего.
Вечером 11 февраля спасатели обнаружили бортовой самописец, который фиксировал параметры полёта воздушного судна. А в ходе селекторного совещания 12 февраля начальник Главного управления МЧС по Московской области Сергей Полетыкин сообщил, что утром был обнаружен и речевой самописец. В настоящее время сотрудники МАК работают над идентификацией и исследованием прибора.
Без шансов на спасение
На борту разбившегося Ан-148 находился 71 человек, включая 65 пассажиров и шесть членов экипажа (среди них — двое бортмехаников, готовивших самолёт к вылету). По данным Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, спастись не удалось никому.
Согласно списку пассажиров и членов экипажа, опубликованному на сайте МЧС, большая часть пассажиров — уроженцы Оренбургской области: 25 родом из Орска, семеро из Новотроицка и один из города Гай. Кроме того, на борту находились 10 жителей Москвы, двое из Санкт-Петербурга, один из Норильска, один из Владивостока, один из Азербайджана и один из Швейцарии. Среди погибших трое детей — два подростка в возрасте 12 и 17 лет и одна пятилетняя девочка.
Соболезнования родным и близким погибших уже выразили высокопоставленные чиновники из России и со всего мира, включая американский Белый дом и секретариат ООН. В Оренбургской области 12 февраля объявлено днём траура.
Помощь родственникам погибших
Как накануне сообщил глава Минтранса Максим Соколов, для работы с близкими погибших 12 февраля в область прилетят психологи и медики. Кроме того, стало известно, что семьи потерпевших крушение получат денежные компенсации.
Так, компания «Альфастрахование», которая страхует «Саратовские авиалинии», объявила, что родственники потерпевших крушение получат по два миллиона рублей. О выплате денежных средств также заявили власти Оренбургской области, куда должен был отправиться самолёт. А столичные власти взяли на себя обязательство выплатить компенсации родственникам москвичей, бывших на борту самолёта. «Выплатим их семьям дополнительную единовременную помощь, окажем адресную социальную поддержку», — пообещал мэр Москвы Сергей Собянин, присоединившись к соболезнованиям.
Кроме того, власти Саратовской области обязались выплатить дополнительно по одному миллиону рублей семьям погибшего экипажа Ан-148, поскольку те были при исполнении своих трудовых обязанностей, — об этом заявила пресс-секретарь главы региона Нина Попова. Также родственникам погибших предусмотрена выплата 25 тысяч рублей на погребение.
Причины крушения пока неизвестны
Ещё в день катастрофы президент Владимир Путин распорядился создать правительственную комиссию для расследования крушения. И перенёс рабочую поездку в Сочи из-за возможной необходимости координировать работу этой комиссии.
Тем временем Следственный комитет завёл уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Следователи рассматривают несколько версий случившегося, в том числе отказ техники, террористический акт, а также обледенение и человеческий фактор — известно, что командир воздушного судна перед вылетом принял решение не проходить антиобледенительную обработку самолёта.
Между тем в Ространснадзоре сообщили о проведении внеплановой проверки аэропорта Домодедово, из которого вылетел злополучный рейс. «Все службы, кто принимал участие в подготовке и отправке этого борта, будут проверены, в ближайшее время комиссия будет докладывать о первых результатах», — заявил руководитель ведомства Виктор Басаргин.
Законодатели ждут результатов расследования
По мнению члена думского Комитета по транспорту и строительству Владимира Афонского, говорить по результатам катастрофы о каких-то системных проблемах в сфере транспортной безопасности пока преждевременно. «И так сейчас специалистами делается всё возможное и невозможное. Надо внимательно разобраться с этой ситуацией, выяснить все причины происшедшего — и исходя из этого уже делать соответствующие выводы», — сказал «Парламентской газете» законодатель.
В свою очередь, зампредседателя комитета Сергей Бидонько не исключил, что по результатам расследования может потребоваться принятие новых законов. «Конечно, это очень печальное, трагическое событие, которое в человеческом плане никого не может оставить равнодушным. Но с точки зрения технических моментов надо всё-таки дождаться результатов, которые на сегодняшний день пока окончательно не прояснены, — считает Бидонько. — Я думаю, что в ближайшие дни будут сделаны какие-то официальные выводы, которые потом позволят проанализировать случившееся, и на основании этого анализа уже принимать решения — нужны ли какие-то изменения в законодательстве для того, чтобы, если с этим связана причина, каким-то образом предотвратить это в дальнейшем».