О парламентаризме, демократии и выборах
Размышления Вячеслава Володина в связи с Днем российского парламентаризма
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
115 лет назад, 27 апреля, прошло первое заседание Государственной Думы. Без ее одобрения, гласил императорский Манифест, «никакой закон не мог воспринять силу».
Памятную дату — День российского парламентаризма — мы отмечаем с 2012 года. Установленная более ста лет спустя, она соединяет эпохи, отсылая к важнейшему в отечественной истории событию начала прошлого века.
Однако корни российского парламентаризма как народного представительства и демократических начал нашего общества уходят далеко вглубь времен.
Пока в большинстве европейских стран правили монархические династии, в Древней Руси главные вопросы решались через народное самоуправление. Новгородским и псковским вече, земскими Соборами, думами.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом», — писал византийский исследователь Прокопий Кесарийский в VI веке о прямой демократии на Руси.
Избрание Собором на царство Михаила Фёдоровича Романова в 1613 году — важное свидетельство значимости этого института как выразителя общенародной воли. В ХVIII веке появился новый формат народного представительства — так называемые «Уложенные комиссии». В XIX веке Россия продолжила движение в развитии парламентаризма — при Александре I был учрежден Государственный Совет. При Николае II в 1906 году была избрана и созвана Государственная Дума.
У российского парламентаризма тысячелетняя история и уникальный опыт развития.
Западным «доброжелателям» покоя не дает тревога за судьбу демократии в России. Успокойтесь! У нашей страны есть свой ген демократии. Вживлять чужой не нужно. Да и никому мы это не позволим.
Демократия — это не покричать на площади и не побузить на улице, как видится некоторым. Это реализация прав граждан — участвовать в выборах, влиять на решения органов власти, свободно выражать свои взгляды, состоять в любой из зарегистрированных политических партий. А если исходить из определения одного из самых известных теоретиков современного демократии Адама Пшеворского, демократия — это процедуры, нормы и правила.
В сентябре состоятся выборы Государственной Думы, депутатов законодательных органов в 39 субъектах Федерации, глав ряда регионов. Участие в голосовании примут миллионы наших граждан, за поддержку которых поведут борьбу представители разных партий. Голос избирателя будет решающим.
Все условия для проведения демократических выборов, в полной мере отражающих волю избирателей, в России есть, закреплены Конституцией и законами страны. От нашей политической культуры и зрелости, ответственного поведения кандидатов и партий зависят их чистота, конкурентность, открытость. И в итоге — легитимность.
Посмотрите, в какой политической турбулентности выбирали президента США. До взрывоопасной довели ситуацию. А все почему? Во многом из-за ущербности американских демократических процедур, архаичности системы, основанной на более чем полуторавековой монополии двух партий. Из-за подорванного доверия к избирательной системе с ее непрозрачным подсчетом голосов, неподконтрольным никому голосованием по почте, отсутствием независимых международных наблюдателей.
США не стесняются учить демократии другие страны. При этом не слышат голоса своих граждан, которые прямо говорят, что институт коллегии выборщиков препятствует демократическому волеизъявлению людей, допускает избрание кандидата, за которого проголосовало не большинство, а меньшинство избирателей.
При глубоком кризисе собственной демократии, США девальвируют ее базовый принцип. Вашингтон, присвоив себе роль лидера и защитника западного мира от, якобы, посягательств со стороны России и Китая, фактически узурпирует национальный суверенитет своих «союзников».
Используя технологию «кнута и пряника», нередко принуждает западные правительства поступать вопреки воле своих граждан. Это значит, что реальным источником власти в таких государствах становится не суверенный народ, а «дядя Сэм».
Наглядный пример — история с нашим газовым трубопроводом «Северный поток-2».
Германия, как может, сопротивляется давлению США и, видимо, сумеет отстоять право поступать в соответствии со своими национальными интересами. Но в абсолютном большинстве случаев западные «союзники» США оказываются их марионетками, готовы исполнять волю «хозяина», идти против интересов своих граждан. Их демократия сокращается, как шагреневая кожа.
В России иная тенденция. Развитие демократических институтов идет по восходящей.
Конституционная реформа, проведённая в июле прошлого года по инициативе нашего президента Владимира Владимировича Путина, наделила парламент и, в частности, Государственную Думу новыми значительными полномочиями, в том числе по утверждению состава правительства. Повышена ответственность депутатов за эффективность работы исполнительной власти и решение вопросов людей, коллеги из правительства это уже почувствовали: требования к их работе со стороны парламента выросли. Наше взаимодействие стало более тесным и эффективным.
Депутатам, которые будут избраны в сентябре, предстоит продолжить эту работу.
Крайне важно для повышения качества законодательной власти, чтобы, избираясь, депутат брал на себя ответственность за выполнение предвыборных обязательств.
Необходимо, чтобы претендующий на избрание во власть, предлагал конкретную программу развития своего избирательного округа, а затем, в случае поддержки избирателями, делал все для ее реализации.
Еще один момент, особенно важный в связи с предстоящей борьбой кандидатов за голоса избирателей.
Радикализм в политике разрушителен. Это путь к большим проблемам. Как для общества, так и для государства. Во многих странах выработан иммунитет против радикализма, политики радикальных взглядов считаются токсичными, и ни одна из партий, имеющих шансы на прохождение во власть, не берет их в свои ряды, даже в обмен на возможное увеличение голосов в свою поддержку.
* * *
В чем особенности нашей демократии?
В том, что ее механизмы и принципы работают на единение страны. Все важные для общества решения принимаются с учетом мнения не только большинства, но и меньшинства, представленного различными политическими силами. В России не двухпартийная система. И это — наша сильная сторона.
Конструкция подразумевает более сложные, чем в иных «демократиях», процессы — диалога, выработки договоренностей. Но и эффект больше: стабильность в обществе, согласие в Парламенте по принципиальным для страны и наших граждан вопросам.
Разные политические интересы и взгляды уже на протяжении двух десятилетий представляют четыре парламентские партии. Все они готовятся к выборам, и у каждой есть шансы получить нужное число голосов. Но это прогноз. А как будет, решат наши граждане.
Президент, обращаясь к депутатскому корпусу, к политическим партиям постоянно говорит: необходимо вести диалог с людьми, брать на себя решение их проблем.
Выборы покажут, кто последовал этому совету.
Ещё материалы: Вячеслав Володин