Нужен ли школьникам обязательный экзамен по географии
Своими мыслями о том, как улучшить процесс обучения, с «Парламентской газетой» поделилась известный педагог и депутат Госдумы Любовь Духанина
Заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке Любовь Духанина рассказала «Парламентской газете» о том, как школьники могут повысить уровень своих знаний, избежав дополнительных стрессов.
- Любовь Николаевна, рабочая группа под эгидой Русского географического общества подготовила постановление Минобрнауки, согласно которому экзамен по географии может стать обязательным для выпускников 9 и 11-х классов. Как вы считаете, нужны ли ЕГЭ и ГИА по этой дисциплине?
- Важен не сам по себе экзамен, а качество образования. Экзамен — лишь одна из форм его оценки. Коллеги из Русского географического общества, безусловно, хотят, чтобы внимание к предмету географии и со стороны учащихся, и со стороны администрации школы повышалось. Введение экзамена, безусловно, в чём-то будет этому способствовать. При этом важно понимать, что любой экзамен — стресс для ребёнка, а формат и атмосфера ЕГЭ традиционно обсуждаются именно с точки зрения увеличения тревожности учащихся.
Если мы ставим задачу увеличить искренний интерес школьников к географии и получить возможность оценивать их знания на выходе из школы, стоит помнить и о других методах оценки: интеллектуальные игры, квесты и соревнования, исследования и проекты, результаты которых оформляются в цифровое портфолио ребёнка. Применение таких форм сможет решить сразу несколько важнейших задач: повысить уровень знаний, увеличить вовлечённость ребёнка в предмет, выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Каждый ребёнок сможет прожить свою собственную эпоху великих географических открытий, а кто-то, возможно, и свершений.
- По каким ещё дисциплинам стоило бы ввести единый экзамен?
- В январе 2018 года эксперты Общероссийского народного фронта проводили опрос «Инициативы в образовании» среди 1200 граждан страны. Среди прочих предложений родителям школьников было предложено высказать отношение к введению новых обязательных экзаменов в формате ЕГЭ, например по иностранному языку. Полностью положительно эту инициативу оценили только 15 процентов граждан, 35 процентов указали, что это возможно, если иностранный язык будет лучше преподаваться, а остальные респонденты высказались против введения дополнительного экзамена.
Нужно учитывать, что сейчас дети пишут и выпускные проверочные работы, и проходят различные региональные тестирования. Прежде, чем мы сможем с уверенностью сказать, что пора вводить новый экзамен, требуется многое оценить. В конечном счёте экзамен проводится и для того, чтобы оценить, как школьник освоил программу, и для того чтобы понять, как корректировать процесс обучения. Пока у нас надзор, к сожалению, превалирует над мерами по развитию.
- Владимир Путин подписал очередной майский указ, в котором среди прочих задач поручил Правительству обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также внедрить новые методы обучения, технологии, которые повысят вовлечённость детей в образовательный процесс и будут мотивировать их на учёбу. Какие законодательные инициативы необходимо провести для реализации поставленных Президентом задач?
- Законодательные инициативы нужны для обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий в рамках сетевого взаимодействия, чтобы пространство образования вышло за пределы школьных стен. Вузы, научные учреждения, музеи, театры, предприятия должны стать пространством развития школьников, пространством освоения навыков XXI века. В этом направлении есть много успешных практик. Также президентом была особо отмечена необходимость создания системы учительского роста — о ней в последние годы много говорилось, но в итоге не было предложено модели, которая бы нашла отклик и у управленцев, и у педагогов, и у общества. Введение такой модели тоже потребует нормативного закрепления, но первоочередной задачей всё-таки является смысловая разработка.