Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Нужен ли школьникам обязательный экзамен по географии

Своими мыслями о том, как улучшить процесс обучения, с «Парламентской газетой» поделилась известный педагог и депутат Госдумы Любовь Духанина

08.05.2018 17:17

Автор: Фидель Агумава

Заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке Любовь Духанина рассказала «Парламентской газете» о том, как школьники могут повысить уровень своих знаний, избежав дополнительных стрессов.

- Любовь Николаевна, рабочая группа под эгидой Русского географического общества подготовила постановление Минобрнауки, согласно которому экзамен по географии может стать обязательным для выпускников 9 и 11-х классов. Как вы считаете, нужны ли ЕГЭ и ГИА по этой дисциплине?

- Важен не сам по себе экзамен, а качество образования. Экзамен — лишь одна из форм его оценки. Коллеги из Русского географического общества, безусловно, хотят, чтобы внимание к предмету географии и со стороны учащихся, и со стороны администрации школы повышалось. Введение экзамена, безусловно, в чём-то будет этому способствовать. При этом важно понимать, что любой экзамен — стресс для ребёнка, а формат и атмосфера ЕГЭ традиционно обсуждаются именно с точки зрения увеличения тревожности учащихся.

Если мы ставим задачу увеличить искренний интерес школьников к географии и получить возможность оценивать их знания на выходе из школы, стоит помнить и о других методах оценки: интеллектуальные игры, квесты и соревнования, исследования и проекты, результаты которых оформляются в цифровое портфолио ребёнка. Применение таких форм сможет решить сразу несколько важнейших задач: повысить уровень знаний, увеличить вовлечённость ребёнка в предмет, выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Каждый ребёнок сможет прожить свою собственную эпоху великих географических открытий, а кто-то, возможно, и свершений.

- По каким ещё дисциплинам стоило бы ввести единый экзамен?

- В январе 2018 года эксперты Общероссийского народного фронта проводили опрос «Инициативы в образовании» среди 1200 граждан страны. Среди прочих предложений родителям школьников было предложено высказать отношение к введению новых обязательных экзаменов в формате ЕГЭ, например по иностранному языку. Полностью положительно эту инициативу оценили только 15 процентов граждан, 35 процентов указали, что это возможно, если иностранный язык будет лучше преподаваться, а остальные респонденты высказались против введения дополнительного экзамена.

Нужно учитывать, что сейчас дети пишут и выпускные проверочные работы, и проходят различные региональные тестирования. Прежде, чем мы сможем с уверенностью сказать, что пора вводить новый экзамен, требуется многое оценить. В конечном счёте экзамен проводится и для того, чтобы оценить, как школьник освоил программу, и для того чтобы понять, как корректировать процесс обучения. Пока у нас надзор, к сожалению, превалирует над мерами по развитию.

- Владимир Путин подписал очередной майский указ, в котором среди прочих задач поручил Правительству обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также внедрить новые методы обучения, технологии, которые повысят вовлечённость детей в образовательный процесс и будут мотивировать их на учёбу. Какие законодательные инициативы необходимо провести для реализации поставленных Президентом задач?

- Законодательные инициативы нужны для обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий в рамках сетевого взаимодействия, чтобы пространство образования вышло за пределы школьных стен. Вузы, научные учреждения, музеи, театры, предприятия должны стать пространством развития школьников, пространством освоения навыков XXI века. В этом направлении есть много успешных практик. Также президентом была особо отмечена необходимость создания системы учительского роста — о ней в последние годы много говорилось, но в итоге не было предложено модели, которая бы нашла отклик и у управленцев, и у педагогов, и у общества. Введение такой модели тоже потребует нормативного закрепления, но первоочередной задачей всё-таки является смысловая разработка.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3797