Новый закон о такси может заработать уже в сентябре
Документ согласовали все заинтересованные ведомства
Ответственность служб заказа такси за жизнь и здоровье пассажира может быть усилена, к перевозкам предполагается допустить самозанятых, а регионы предложат вести реестр водителей и авто. Такие положения содержатся в разработанном Минтрансом проекте закона об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Документ, по информации «Парламентской газеты», могут внести в Госдуму в ближайшее время.
Езда по правовому полю
Новый закон о такси не могут принять уже больше десяти лет. За это время было предложено несколько версий регулирования, но ни одна из них в конечном счете не была принята. В частности, внесенный в 2018 году группой депутатов законопроект Госдума отклонила на заседании 23 марта.
В 2021 году Минтранс разработал новый документ, попытавшись учесть интересы всех сторон — агрегаторов, таксопарков, водителей, пассажиров. Похоже, эта версия регулирования и станет основной. По информации председателя общественного Совета по развитию такси Ирины Зариповой, в ближайшее время кабмин внесет документ на рассмотрение Госдумы.
Законопроект прошел согласования в ряде федеральных ведомств, в том числе в Минэкономразвития, Минфине, Минтруде, Минпромторге, Федеральной налоговой службе и других. Замечания к документу предъявили Роспотребнадзор, ФАС и МВД.
Основные новеллы законопроекта: повышение ответственности служб заказа — агрегаторов, допуск к работе в такси самозанятых граждан и создание в регионах реестров перевозчиков и автомобилей такси. Предполагается, что вступать в силу документ будет постепенно: основные положения заработают уже с 1 сентября этого года, а часть, касающаяся ответственности агрегаторов, — с 1 марта 2023 года.
Ответственность как победа
Службы заказа будут обязаны обеспечивать самозанятым таксистам возможность прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра, техосмотра автомобиля. В Совете по развитию такси сообщили, что это даст возможность вывести из тени несколько миллионов человек, подрабатывающих перевозками.
По новым правилам агрегатор будет нести ответственность за жизнь и здоровье пассажира такси во время поездки. «Если эту ответственность получится ввести, это будет большой победой», — прокомментировал зампред комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Александр Холодов.
По мнению сенатора Ирины Рукавишниковой, ведение регионального реестра перевозчиков и автомобилей такси существенно повысит прозрачность рынка и безопасность поездок.
«Цифровой вид реестра сделает его доступным с любого электронного устройства», — отметила она.
Участники рынка такси высказались о необходимости упрощения процедуры легализации, поскольку законопроект предусматривает расширение списка документов для получения разрешения на деятельность. Они также отметили, что стандарты предрейсовых медосмотров устарели и занимают много времени, хорошей альтернативой могли бы стать телемедицинские технологии — удаленные осмотры с помощью автоматизированных аппаратов.
Рост цен предрешен
В условиях, когда в стране дорожает почти все, цены на услуги авто с шашечками не могут остаться прежними, и это не зависит от регулирующего их работу закона. Пока перевозки пассажиров такси, кажется, остаются островком стабильности. В некоторых регионах даже фиксируют минимальное снижение цен. Это, по словам Ирины Зариповой, объяснимо: водителей становится все больше, а пассажиров — меньше.
«Так бывает при любой нестабильности: такси — это всегда лазейка для тех, кто лишился работы или стал получать меньше, — объяснила эксперт. — В то же время снижается покупательная способность людей, и они все меньше пользуются такси. Поэтому цены пока замерли».
Но их рост все же предрешен, уверена председатель Совета по развитию такси, и это было ясно еще до начала спецоперации России на Украине. Бензин в прошлом году серьезно прибавил в стоимости, при этом цены на перевозки почти не росли. Теперь на это наложились новые трудности: обслуживать некоторые иномарки стало невозможно из-за отсутствия запчастей.
«Даже если комплектующие есть на складе, дилеры их придерживают, ожидая, когда цены еще вырастут», — прокомментировала Ирина Зарипова.
Еще одна проблема — повышение тарифов лизингодателей, ведь рынок такси, по данным Совета по его развитию, на 80 процентов состоит из арендованных автомобилей. На фоне роста ключевой ставки Центробанка компании увеличили тарифы на услуги лизинга на 40—45 процентов, сообщила Зарипова. В перспективе на столько же могут подорожать поездки в такси. «В этих условиях отрасли потребуется поддержка, о чем мы уже написали в Минпромторг», — сказала эксперт.
Можно с собакой и багажом
С 1 января 2021 года действуют новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе такси. По ним перевозчик обязан зафиксировать принятый заказ в журнале регистрации. После того, как водитель приедет к месту заказа, пассажиру должны сообщить точное местонахождение такси, госномер, марку и цвет авто, а также ФИО водителя.
Читайте также:
• Процедуру техосмотра упростят с 1 сентября • Как будут ремонтировать машины по ОСАГО • Угон авто предложили считать тяжким преступлением
Отмечается, что маршрут перевозки легковым такси определяется пассажиром, в противном случае водитель должен выбрать кратчайший путь с наименьшими затратами времени. Пассажир в качестве ручной клади может провозить вещи, свободно проходящие через дверные проемы, при условии, что они не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю ехать и пользоваться зеркалами.
Если же пассажир едет в такси с собакой, то на ней должны быть поводок и намордник, у хозяина с собой должна быть подстилка. Мелких животных и птиц нужно провозить в клетках с глухим дном.
Как сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора, на передней панели легкового такси справа от водителя перевозчик должен разместить информацию: полное или сокращенное наименование, адрес и телефон перевозчика, номер разрешения и срок его действия. Кроме того, там должны быть размещены тарифы за пользование такси.
Ещё материалы: Ирина Рукавишникова