Новоиспечённых водителей отучат от телефона за рулём прямо на экзамене
ГИБДД напомнила, как изменятся испытания для желающих получить права с 1 апреля
Фото: LORI.RU
Нововведений сразу несколько. Во-первых, отменяется площадка, на которой раньше сдавали практический экзамен, во-вторых, расширяется список грубых нарушений, совершённых при экзаменационном вождении, в-третьих, вводится институт наблюдателей за ходом экзамена. «Парламентская газета» ещё раз проштудировала новый регламент и составила подробную инструкцию, как подготовиться к испытаниям.
Прощай, площадка!
Избавиться от площадки для сдачи навыков вождения в ГИБДД задумали ещё несколько лет назад. Такое испытание не позволяет оценить умение управлять машиной в реальных условиях. Кроме того, подобный экзамен уже сдают в автошколе, поэтому дублировать его нет смысла. Наконец, выполнение упражнений на площадке занимает слишком много времени инспекторов, заявили в ГИБДД ещё в 2019 году.
При этом отдельные элементы вождения на площадке инструктор теперь может попросить выполнить в городе. Конечно, движение задним ходом на оживлённой трассе и другие опасные манёвры делать не заставят. Но могут проверить умение заехать в бокс или выполнение параллельной парковки на закрытой территории.
«Надо понимать, что отмена площадки происходит не сама себе, вместо этого увеличивается количество часов, которые предполагается провести на дорогах общего пользования, — прокомментировал «Парламентской газете» нововведение заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. — Это нужно, чтобы лучше ориентироваться на трассах, в городских агломерациях и в итоге сократить число аварий, что гораздо важнее, например, умения заехать в бокс, я считаю».
Кстати, новые правила будут распространяться только на тех, кто готовится водить легковые и грузовые автомобили, а также автобусы. Те же, кто собирается управлять мотоциклами, мопедами, квадроциклами или трициклами — змейку, восьмёрку и эстакаду будут, как и раньше, сдавать на площадке.
Пять баллов — это неуд
Ошибки, которые будущий водитель совершает на экзамене в городе, по-прежнему будут наказываться штрафными баллами. Однако сам перечень нарушений и санкции за них пересмотрели. Для этого в ГИБДД проанализировали причины реальных аварий на дорогах.
Например, в последнее время ДТП всё чаще происходят из-за того, что водители во время движения пользуются мобильными телефонами. Ранее за такое правонарушение в России уже были введены штрафы. Однако в ГИБДД решили уничтожить опасную привычку, так сказать, в зародыше. Если испытуемый даже просто достанет телефон из кармана или возьмёт его в руки, экзамен для него будет закончен.
Экзамен для будущего водителя даже не успеет начаться, если он нажмёт педаль газа, не пристегнув ремень безопасности. Такая норма также появилась впервые. В итоге, список грубых ошибок, после которых экзаменатор может сразу остановить испытание, расширился с 17 до 19 пунктов.
Напомним и другие грубые ошибки: не уступил дорогу транспортному средству или пешеходам, имеющим преимущество; выехал на полосу встречного движения или трамвайные пути; проехал на красный свет или запрещающий жест регулировщика; не выполнил требований знаков приоритета или дорожной разметки; пересёк стоп-линию; нарушил правила обгона, разворота, движения задним ходом или переезда ж.д путей; превысил скорость или не принял мер к её снижению; не уступил дорогу спецтранспорту; спровоцировал возможное или реальное ДТП; не выполнил требования инструктора. Любая из этих ситуаций может стать поводом для выставления за экзамен оценки «неуд».
Остальные нарушения оцениваются в размере одного, двух или трёх штрафных баллов. Чтобы получить права, как и раньше, можно набрать не больше пяти очков. Эксперты отмечают, что введение новых правил сдачи экзамена должно найти отражение и в программах подготовки автошкол. Обсуждение этого вопроса планируется в ближайшее время, рассказал «Парламентской газете» Владимир Афонский.
«С учётом внесённых изменений в рамках проекта «Безопасные дороги», координатором которого я являюсь, мы собираемся обсудить вопрос о содержании программ автошкол с представителями ГИБДД, общественности, самих инструкторов и начинающих водителей в 2021 году и принять коллегиальное решение, нужны ли какие-то изменения в этой сфере», — сообщил депутат.
Афонский также отметил, что уровень подготовки водителей должен стать одним из критериев рейтинга автошкол, чтобы граждане могли знать, где получить действительно хорошие знания и навыки. Пока же этот параметр в статистике не учитывается, выразил сожаление заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству.
Всевидящее око
На выполнение экзамена даётся: 30 минут для категорий «B», «C», «D» и подкатегорий «C1», «D1» и 40 минут — для категории «BE», «CE», «DE». Дополнительные 20 минут выделены на подготовку к экзамену. А результаты должны быть выданы не позднее, чем через 10 минут после тестирования.
Новые правила касаются и административных процедур. Теперь будущим водителям не придётся писать заявление на сдачу экзамена в отделении, это сделает сотрудник МВД. Также можно будет получить выписку о том, что экзамен был сдан. Иногда её требуют при трудоустройстве, например, на должность водителя.
Читайте также:
• МВД разработало критерии оценки работы автошкол • Водители смогут сами собирать автомобильную аптечку с 2021 года • Реформу техосмотра вновь отложили
Ещё одним нововведением станет присутствие на экзамене в городе наблюдателей. Ими могут быть, например, другие кандидаты в водители, представители общественных организаций, а также автошкол. Они могут участвовать в решении спорных ситуаций во время испытаний и оценивать работу инспектора, который принимает экзамен.
Напомним, новый регламент хотели ввести ещё с октября прошлого года. Но из-за пандемии реформу сдвинули. После объявления режима самоизоляции многие автошколы закрылись. В итоге, процесс подготовки водителей приостановился.
Первые права в России выдали 125 лет назад
Первые водительские права в России выдали в 1895 году, сообщает сайт автогаи.ру Разрешение на езду по городу на моторных велосипедах тогда получили два жителя Санкт-Петербурга.
Когда же в 1896 году появились первые автомобили, вышло постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». А уже через четыре года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».
Согласно документу, водители должны были проходить медобследование, техосмотр своего авто, а также обязательную регистрацию с получением госномеров. Управлять автомобилем можно было с 17 лет, а разрешённая скорость передвижения по городским улицам составляла 12 верст в час или 13 км/ч.
По данным ГИБДД, в 2020 году водительские удостоверения в России получили 1,27 млн граждан. С первого раза теоретическую часть и «площадку» сдали 40% учеников, «город» — 25%.
Ещё материалы: Владимир Афонский