Нижегородские саги
Много песен над Волгой пропето!.. И про «набежавшую волну», и об опускании в великую реку ладоней, и про разинский утес, и про «ясные зорьки».
Волжские волны воспевали с уровня воды, с палуб теплоходов, с окрестных холмов и еще бог весть откуда. А вот с высоты птичьего полета до недавнего времени ни смотреть на Волгу-матушку, ни слагать стихи и песни о ней мало кому доводилось. Не всем доступные самолетные или вертолетные взмывания в небеса я в расчет не беру, зато с появлением пару лет назад Нижегородской канатной дороги с ее более чем тремя с половиной километрами протяженности удалось, так сказать, убить по меньшей мере трех зайцев: надежно связать Нижний Новгород с расположенным на противоположном берегу городом Бором, дать туристам невиданную прежде точку обзора и, наконец, претендовать на места во всевозможных книгах рекордов, ибо один из пролетов дает невиданные прежде острые ощущения пронестись надо льдом или водой без всякой опоры и только на канатах аж 881 метр!
Не берусь судить за всех, но стоило лично мне воспарить над скользящими по не скованной еще морозами реке баржами и грузовыми судами всевозможных назначений, как восторженные слова Гоголя о редкой птице, долетающей до середины Днепра, и без того воспринимавшиеся лишь как поэтическое преувеличение, в ранг лирических гипербол перебрались окончательно и бесповоротно…
Вернувшись в город примерно после четвертьвекового отсутствия (спасибо городскому управлению по туризму, организовавшему пресс-тур), сразу замечаешь, что двадцатипятилетний мой пробел в знакомстве с достойнейшим гнездом культуры, промышленности, коммерции и многого прочего пошел Нижнему Новгороду на пользу и на красу. Прежде всего, за это время он наконец-то утратил полынный привкус в своем названии, расставшись с вынесенным в него псевдонимом своего знаменитого уроженца. Понятное дело, что сам автор неустаревающих пьес, рассказов из босяцкой жизни и по-прежнему актуальной «Жизни Клима Самгина» (я уж не говорю о том, что «Дело Артамоновых» полезно было бы прочесть любому современному бизнесмену из новорусской поросли крутых миллионщиков) Сталина о переименовании малой родины в свою честь не просил.
Рискну предположить, что если бы Алексей Максимович Горький каким-то потусторонним образом узнал про обратное переименование, то подобное известие вряд ли вогнало бы его в тоску. Имеется и другое приятное переименование — пешеходная Свердловка снова зовется Покровкой, притом, что памятник самому Якову Михайловичу Свердлову по-прежнему красуется там, где и стоял. В Нижнем с памятниками не воюют, воспринимая их как дань времени, в котором они были поставлены.
Зато о каждом почти из новых монументов воистину можно сагу слагать! На скамье перед драматическим театром навеки присел бронзовый Евгений Евстигнеев, когда-то учившийся в Горьковском театральном училище. Другое дело, что театральные люди относятся к знаменитому земляку с пиететом, но с налетом панибратства. Среди студентов и среди актеров прижилась привычка перед ответственными экзаменами и премьерами непременно погладить статую, благодаря чему одна из ее деталей оказалась отполированной до блеска. А вот потереть на счастье статую стража порядка времен старой России желающих не находится. Уверяют, что автор придал своему металлическому герою портретные черты легендарного нижегородского гаишника майора Анатолия Федоренко, прославившегося своей честностью и полным отсутствием какого-либо страха перед власть имущими и старшими по званию. Городское поверье гласит, что Анатолий Павлович однажды оштрафовал даже действующего на тот день губернатора. В последние годы службы он отвечал за спокойствие на той самой Покровке, где экскурсоводы рассказывают про него легенды, похожие на правду, и правдивые истории, смахивающие на легенды.
Покровка для нижегородцев — это все равно что Арбат для москвичей. С той только разницей, что на «окуджавинской» улице столицы историю всей Белокаменной не обозреть, а здесь можно заглянуть в прошлое с тех самых времен, когда на Волге появились первые фотографы, из которых в пантеон классиков отечественной светописи вошли Андрей Карелин и его ученик Максим Дмитриев.
Первый из них запомнился современникам и потомкам своими портретам и постановочными жанровыми сценками. Иначе он работать и не мог, слишком несовершенными были фотоматериалы, ни о какой оперативности говорить не приходилось. Зато Дмитриеву удавалось немыслимое по тем временам — тяжеловесной павильонной фотокамерой он умудрялся делать снимки, которые стали по сути дела первыми образцами российской фотопублицистики и фоторепортажа. В далеком уже детстве, только начиная постигать фотографические премудрости, на страницах «Советского фото» я увидел как-то уникальную дмитриевскую фотографию, которой можно иллюстрировать и Максима Горького, и Владимира Гиляровского. У стен легендарной «бугровской» ночлежки (ее основатель мукомол Бугров прославился предприимчивостью, благотворительностью и… любвеобильностью) сошлись в кулачной схватке два волжанина. Автор пояснительной статьи клеймил Бугрова за суровые нравы в его заведении, о которых свидетельствовали запрещающие надписи на фасаде: «Водки не пить», «Песен не петь», «Вести себя тихо!». Судя по происходящему на первом плане, разудалые постояльцы себя ни в первом, ни во втором не ограничивали, а третье требование игнорировали, хотя, по сути дела, речь шла о требованиях, ничуть по сути своей не отличающихся от правил поведения в любой современной гостинице.
Ночлежка и по сей день, хотя и перепрофилирована под более современные нужды, а в ателье, где работал Дмитриев, ныне музей фотографии, носящий его имя. Не скрою, мне трудно было справиться с приступом ностальгии, увидев коллекцию громоздких фотоаппаратов, передвигать, а тем более переносить которые немыслимо без серьезной физкультподготовки и фанатизма, обязательного для светописной профессии. А фотографии на стенах (притом в экспозиции удалось уместить лишь очень и очень малую часть дмитриевского наследия) напоминают о прошлом Нижнего, о его горожанах и о былом Поволжье. Нижегородцам повезло с мастером, а мастеру — с земляками. Все ж таки такого мемориального ателье у нас больше нигде нет. Скажем, в Москве несколько десятилетий работал фотограф Свищов, известный настолько, что в паспортном милицейском столе ему даже выписали документы на фамилию Свищов-Паола, без спроса удлинив фамилию в честь названия его студии. Увы, сохранить или воссоздать заново такую достопримечательность так никому в голову не пришло…
Не знаю, как для кого, а для меня первый снег, которым встретил нас Нижний Новгород, всегда предвестье Новогодья. Поэтому, должно быть, никак нельзя было миновать уникальную фирму «Ариэль», радующую двенадцать стран планеты новогодними украшениями ручной работы. Фабрика эта появилась в 1936 году — сразу после того, как советские власти разрешили запрещенные до того рождественские елки, слегка скорректировав их прежнее название. С той поры стеклодувы и художники трудились без перерывов на исторические катаклизмы. Даже в непростые военные годы, когда всё, что можно, переводили на оборонные рельсы, игрушечники продолжали свое дело на радость малышам, у которых тогда было не так уж много счастливых минут, а тем более часов.
Каждая эпоха оставляла на елках свои приметы. Картонные и даже ватные игрушки скудолетья, стеклянные дирижабли времен Осоавиахима… Героические страницы освоения неба и сейчас не забыты в елочных убранствах. Как-то мастерицы «Ариэля» получили эксклюзивный заказ на стеклянные шары с портретом Валерия Чкалова. Не обходится и без неожиданностей. В небольшом музее «Ариэля» мало кто не обратит внимания на изображение Рональда Рейгана на шаре, подобном чкаловскому. Что ж, игрушки — бизнес, а в нем ничего личного. На ярмарке во Франкфурте-на-Майне некий американец заказал триста подобных украшений с актером-президентом и столько же с ликом Обамы. Чего только не бывает в аполитичном, казалось бы, искусстве!
Главный художник фирмы Наталья Репина сказала мне, что подобные заказы к особо интересным для себя не относит. Ей приятнее зимние сюжеты с заснеженными крышами, звездами и месяцем. Но вообще-то от фантазий умелиц «Ариэля» глаза разбегаются. Кавалеристы времен «грозы двенадцатого года», щелкунчики, матрешки… Сейчас популярны стали игрушки «пряничной» серии. Иные из них так аппетитны, что невольно хочется попробовать на зубок.
На выставке есть и европейские нововведения, которые обходятся вообще без елок. Законодатели елочной моды из Германии предлагают, например, украшать не елочки, а. манекены. Понятно, что на вкус да на цвет товарищей не напасешься, но безголовый, безрукий и безногий черный торс, увешанный гирляндами шаров, приятных сновидений не сулит. Нет уж, мы лучше по старинке, по-российски, по-нижегородски!