Николай Николаев: В России должна появится единая информационная система контроля за долевым строительством
Жертвами недобросовестных застройщиков, по разным оценкам, стали от 45 до 130 тысяч россиян
По мнению главы Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, без строго учёта в сфере долевого строительства решить проблему не удастся.
- Николай Петрович, тема защиты дольщиков от обмана появилась едва ли не одновременно с институтом долевого строительства. Законодатели выстраивают оборонительные редуты, но люди по-прежнему теряют деньги и остаются без жилья. Почему?
- Основная беда - то, что мы действительно не понимаем на сегодняшний день реальный масштаб всего этого явления. Сейчас официально регистрируют в качестве обманутых дольщиков только тех, кто пострадал, являясь при этом держателями договоров долевого участия. А на самом деле огромное количество людей пострадало, когда их затащили в различные жилищно-строительные кооперативы, когда предлагали им подписывать какие-то предварительные договоры долевого участия. Мне кажется, яркой иллюстрацией такой ситуации является то, что, по официальным данным, обманутых дольщиков порядка 45 тысяч человек, а по данным и партии «Единой России», и общественных организаций, их более 130 тысяч.
Очень важно и то, что у нас нет сейчас единого централизованного учёта объектов, которые необходимо достроить. Ведь согласитесь, если все объекты объединить в некую программу, понять, что им нужно для завершения строительства, и чётко следить за тем, как регионы решают эти проблемы, дело будет двигаться. К 1 августа должны быть сформированы «дорожные карты» по решению проблем дольщиков. Это распоряжение Правительства. И соответственно, мы будем, конечно же, мониторить ситуацию и контролировать не только наличие таких «карт», но их качество, потому что понимаем, что они могут быть по-разному написаны.
Есть ещё одна серьёзнейшая проблема - люди не в состоянии получить информацию о тех объектах, в которые они вложили деньги. Их могут гонять из кабинета в кабинет, им могут предлагать участвовать в различных совещаниях, каких-то собраниях, судах и так далее, но что конкретно планируется сделать с этим домом, никто не знает. И поэтому основная задача, которую мы поставили по результатам недавно прошедших парламентских слушаний по проблемам дольщиков, - создание единой информационной системы контроля за строительством объектов долевого участия.
Это необходимо сделать и такой опыт в стране есть. Например, такая база создана для реализации программы расселения аварийного жилья, где конкретно видно каждый дом, в каком он состоянии, есть фотографии, документы, чтобы люди могли сами контролировать, что происходит. И очень важно, чтобы за достоверность такой информации отвечало Министерство строительства.
- А как скоро может появиться такой реестр?
- Не знаю, мы будем общаться с министерством, но требуется самое скорейшее появление такой информационной системы, тем более ещё раз подчеркну: все регионы должны предоставить и создать свои «дорожные карты» к 1 августа. Я считаю, что потом эти данные необходимо объединить в единую информационную систему и опубликовать в Интернете. И тогда любой желающий сможет поинтересоваться качеством этих «дорожных карт», узнать, какие планы есть у каждого региона. Тем более что на днях вышло поручения президента руководителям регионов, которые очень серьёзно должны стимулировать местные власти к решению проблемы обманутых дольщиков.
- Наверняка к вам обращались за справедливостью, просили наказать те строительные организации, которые допустили, что люди оказались на улице. Стоит ли ждать ужесточения ответственности для застройщиков?
- Сейчас много случаев, когда люди, потеряв всё, вынуждены снимать жильё, и это огромная жизненная трагедия. Государственная Дума и рабочая группа, которая создана по инициативе спикера Вячеслава Володина и возглавляемая его заместителем Владимиром Васильевым, - это как раз такой уровень, который, на мой взгляд, совместно с Правительством позволит системно решить эту проблему. Для этого, возможно, в том числе нужны изменения законодательства, может быть, необходимо создать модельные законодательные акты для регионов. Посмотреть, как в разных регионах решается эта проблема. В этом плане есть абсолютно понятный инструмент, который предлагает АИЖК, — это возможность для региона получить земли для того, чтобы решать эти проблемы.