Ни на заборе, ни в интернете: рекламу секс-услуг хотят запретить повсеместно
По мнению парламентариев, неприличные объявления портят облик городов и разлагают умы молодежи
Петербургские депутаты наконец-то обратили внимание на проблему, о которой весь город кричит несколько лет, — они предложили запретить рекламировать секс-услуги на остановках, рекламных тумбах, фасадов домов и просто на асфальте. Соответствующий законопроект законодатели Северной столицы внесли на обсуждение в Государственную Думу 24 марта. Федеральные депутаты предложили инициативу расширить и углубить. «Парламентская газета» выяснила подробности.
Печатный беспредел
Тот, кто хотя бы раз гулял по Петербургу, наверняка замечал яркие разноцветные листочки с загадочным и одновременно вполне понятным содержанием: женскими именами и номерами телефонов. Местами такой самопальной рекламой забросано и залеплено буквально все, до чего смогли дотянуться неутомимые руки расклейщиков, — где-нибудь в Купчино вполне можно встретить рекламные стенды метра в два-три в высоту, на которых нет ни единого квадратного сантиметра, свободного от разноцветных бумажек. Полное отсутствие какого-либо контроля в этой сфере — как со стороны коммунальных служб, так и законодателей — привело к тому, что в Северной столице существуют даже узкоспециализированные рекламные каналы: например, есть объявления на узбекском, казахском, таджикском, предназначенные специально для мигрантов.
Вот этому-то «сексуальному беспределу» в Заксобрании Петербурга и решили положить конец. Там собрались сделать это с помощью поправок в Федеральный закон «О рекламе». А именно — в статью 7, где перечислены виды деятельности и товаров, реклама которых в принципе запрещена: табак, наркотики, аборты и так далее. Туда же хотят вписать и рекламу сексуальных услуг, «то есть полового сношения, мужеложства, лесбиянства или иных действий сексуального характера, условием совершения которых является денежное или любое другое вознаграждение либо обещание вознаграждения», сказано в пояснительной записке к документу.
По мнению авторов законопроекта, проблема не только нравственная, у нее есть и материальный аспект: «Объявления клеятся на специальные растворы, что не позволяет в полной мере ответственным за содержание имущества лицам удалить их путем отскабливания, оттирания, отклеивания и иными способами. Результатом является причинение вреда городскому имуществу и имуществу третьих лиц».
Расширить и углубить
Мнения федеральных депутатов разделились. Так, председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина обещала поддержать поправки обеими руками: «Более того, иногда это скрытая реклама всякого рода саун с оказанием услуг, массажа, поэтому поддержу и даже подумаю, как расширить этот законопроект. Попросим, чтобы наш комитет стал соисполнителем инициативы».
По мнению Останиной, необходимо ввести запрет такой рекламы еще в интернете и в средствах массовой информации. «Я в свое время критиковала «МК» на этот счет, доходило до неприличия, — припомнила Останина. — А ведь с фасадов и улиц все это перейдет в интернет и газеты. Зачем себя обманывать? Если мы говорим о борьбе за нравственность, то следует расширять законопроект поправками».
Первый заместитель председателя Комитета палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский тоже убежден, что бороться надо с любой незаконной расклейкой объявлений. Он напомнил, что к этому «снаряду» было много подходов у коллег во фракции «Единая Россия» и ЗакСе культурной столицы. Например, в 2022 году парламентарии уже одобрили инициативу о штрафах за объявления о секс-услугах. «Я, конечно, приветствую стремление зачистить город от назойливой расклейки, она действительно портит облик, перебор у нас с этим на остановках общественного транспорта, фасадах, на фонарных столбах, — сказал Боярский «Парламентской газете». — Другой вопрос, что давно уже никто не пишет про интим и секс-услуги, в основном это «отдых» и имена каких-то девушек. И как вы поймете — экскурсовод это, репетитор или проститутка?».
Он напомнил, как раньше на перекрестках Петербурга в окна автомобилей раздавали журнал, наполненный «взрослыми» предложениями, теперь это все ушло в интернет, а там все намного сложнее. Депутат считает, что законопроект нужно расширить на все незаконные расклейки, ведь таким образом рекламируются и запрещенные вещества, и QR-коды Telegram-каналов, где можно купить что угодно.
А вот заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев уверен, что придуманный петербургскими парламентариями механизм работать не будет: «Тут надо понимать, что подобного рода реклама априори существует вне закона. И поэтому, если мы просто внесем ее в закон, никакого эффекта это не даст. Здесь нужно, на мой взгляд, идти по другому пути — усиливать оперативно-разыскную деятельность, изобличать тех, кто непосредственно этим занимается, и привлекать их к ответственности».
Рассуждая же о массажных салонах, саунах и банях, где посетителю кроме веника с шайкой могут предлагать дополнительные нескромные услуги, Валеев предложил вспомнить о такой вещи, как презумпция невиновности.
«Запрещать рекламу какого-либо заведения только лишь на основании наших предположений о том, что в этом заведении может нарушаться закон, нельзя, — подчеркнул парламентарий. — Так мы можем очень далеко зайти — вплоть до запрета рекламы предпринимательской деятельности как таковой. Должен быть установленный факт — и только отталкиваясь от этого факта, мы и сможем принимать какие-либо решения».
В любом случае петербургский законопроект пока что не добрался даже до первого чтения в Госдуме, а значит, его содержание еще может измениться.
Читайте также:
Ещё материалы: Нина Останина , Эрнест Валеев, Сергей Боярский