Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Алексей Учитель: Необходимо воссоздать государственную сеть кинопроката

О проблемах отечественного кинопроката, вопросе квотирования зарубежного кино и собственных творческих планах

11.01.2016 15:56

Автор: Олег Дзюба

Алексей Учитель: Необходимо воссоздать государственную сеть кинопроката
В этом году намечается несколько заметных кинопремьер: «Матильда» Алексея Учителя, римейк знаменитого «Экипажа» Николая Лебедева, «дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Викинг» Алексея Кравчука, «Большой» Валерия Тодоровского и «Ледокол» Николая Хомерики… 
 
О проблемах отечественного кинопроката, вопросе квотирования зарубежного кино и собственных творческих планах рассказывает известный режиссер, художественный руководитель киностудии «Рок» Алексей Учитель
 
—  Алексей Ефимович, о чем повествует кинокартина, премье­ра которой намечена на октябрь 2016 года?
 
—  Лента под рабочим названи­ем «Матильда» посвящена истории любви известной балерины Ма­тильды Кшесинской и цесаревича Николая Александровича, ставшего затем императором Николаем II, на фоне реальных событий того време­ни. Когда я стал изучать материалы, то не мог не удивиться, насколько судьба Российской империи зави­села от этой маленькой женщины и безумно интересных, даже детек­тивных обстоятельств, связанных с нею. Причем все это в какой-то степени повлияло на ту Россию, в которой мы живем.
 
Над таким масштабным филь­мом я работаю впервые. Достаточ­но сказать, что пришлось пошить семь тысяч костюмов. Притом ни на «Мосфильме», ни на «Ленфильме» не нашлось павильонов, где мы смогли бы построить огром­ную декорацию Успенского собора Московского Кремля, для съемки коронации Николая II с огромной массовкой. В конце концов удалось ее возвести в цехе одного из питер­ских заводов. Очень сложными бы­ли съемки крушения царского поез­да, Ходынки. Это реалии последнего десятилетия XIX столетия, воссоз­данные с максимально возможной точностью. Все безумно интересно по сюжету, но и очень ответствен­но, поскольку речь об истории на­шей страны.
 
—  Кому же вы доверили рекон­струировать облик и поведение исторических личностей прошлого?
 
—  Нам удалось собрать уникаль­ный актерский состав, привлечь практически всех российских звезд экрана. В картине снимались Да­нила Козловский, Сергей Гармаш, Евгений Миронов, Григорий Добрыгин… Мать Николая II императрицу Марию Федоровну сыграла Ингеборга Дапкунайте. На роль самого императора и императрицы Алек­сандры Федоровны мы пригласили очень интересных артистов из Берлина Ларса Айдин­гера и Луизу Вольфрам. Заняты в фильме также известный немецкий театральный режиссер Томас Остенмайер, француженка Сара Штерн. Для меня это первый опыт работы с зарубежными исполнителями.
 
—  Съемки завершены, имя ис­полнительницы главной роли все еще держится в секрете. Вы со­знательно стремитесь заинтриго­вать публику или на это есть осо­бые причины?
 
—  Это связано с другими кон­трактами «нашей Матильды». В общем, я надеюсь, что нам удастся создать не просто зрелище и фильм привлечет не только своей изобра­зительной стороной, но и содержа­нием. Но… зритель непредсказу­ем! Возьмем «Сталинград» Федора Бондарчука. Многим, в том числе и мне самому, поначалу казалось, что молодежь (а она у нас главный зритель) тяжелую мрачную карти­ну о страшном периоде Великой Отечественной войны смотреть не пойдет. А лента побила все рекорды посещаемости. Удивительный при­мер, который я не могу объяснить, но здорово, что так получилось.
 
— Где вы снимали Ходынскую трагедию?
 
— У нас показаны последствия катастрофы, приезд императора к ее жертвам. Подходящую натуру нашли под Санкт-Петербургом, ведь само Ходынское поле давно застро­ено. Снимали мы и почти во всех дворцах нашего города.
 
— А в знаменитом особняке Кшесинской?
 
— Нет, но в нем снимались не­которые эпизоды моего фильма «Дневник его жены» об Иване Алек­сеевиче Бунине.
 
—  Вставала ли перед вами про­блема отображения на экране сугубо личной жизни героев, кото­рую в той или иной степени прихо­дилось неминуемо домысливать?
 
—  Перед «бунинским» фильмом я специально побывал на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронен писатель и… у его могилы мысленно попросил у него прощения, считая это своим долгом.
 
Там же покоятся останки Кшесин­ской. Решив снимать фильм о ней, я извинился и перед Матильдой Фе­ликсовной. Мы старались быть как можно ближе к реалиям, но все же это не документальное кино.
 

Я не могу снимать фильмы без симпатий к своим героям, какими бы они ни были. С другой стороны, мне не интересны герои, лишенные недо­статков. В реальной жизни таких пер­сонажей не бывает.«

— Ваш первый художествен­ный фильм «Мания Жизели» два десятилетия назад повествовал о трагической судьбе русской бале­рины Ольги Спесивцевой. И вновь кино о знаменитой танцовщице, «пушинке русского балета», как ее называли современники…
 
— Идею сделать фильм о ней мне предложили Владимир Вино­кур и его супруга. Владимира На­тановича воспринимают, прежде всего, как юмориста, а он между тем основал и возглавляет Фонд в поддержку культуры и искусства, в качестве продюсера проводит в сентябре на сцене Государственно­го Кремлевского дворца фестиваль «Звезды балета XXI века»… Речь шла о чисто биографической киноленте. Сначала я ответил отказом именно потому, что уже работал на сход­ную тему. Потом я прочел немало материалов о возможной героине и понял, что надо снимать не столь­ко о балерине и ее жизни, а о том, как люди делают выбор между лю­бовью и долгом, о том, как любовь влияет на судьбу страны. В конце концов именно под этим ракурсом мы со сценаристом Александром Тереховым и многими другими за­мечательными людьми стали этот замысел воплощать.
 
— О вашей героине и до 1917 года, и после ее вынужденного бегства в эмиграцию говорили и писали всякое. На это несомнен­но влияла ее близость к предста­вителям августейшей фамилии. Добавила черной краски на ее репутацию и трагикомичная, как теперь представляется, попытка балерины отсудить у большеви­ков и даже Ленина захваченный революционерами особняк. Какой вы увидели Кшесинскую после из­учения документов, воспомина­ний, исторических трудов?
 
—  Я не могу снимать фильмы без симпатий к своим героям, какими бы они ни были. С другой стороны, мне не интересны герои, лишенные недо­статков. В реальной жизни таких пер­сонажей не бывает. Мне кажется, она искренно любила Николая II и это было взаимное чувство, которое бы­ло изначально обречено. И я пытался показать людей, которые в свою лю­бовь верят и стараются безуспешно найти выход, чтобы остаться вместе.
 
— А император… Отношение к нему у нас менялось уже не раз и остается неоднозначным…
 
— Фигура Николая II меня инте­ресует давно. Я даже хотел снять о нем фильм «Дно» по названию стан­ции, где он отрекся от престола… Его абсолютно неправильно понимают, мол слабый, все развалил, но это от­нюдь не так. Он действительно не очень хотел на престол по личным причинам, но, став царем в 1896 году, к 1913 превратил Россию в великую страну. Финансово процветали, про­изводство росло… Он был удивитель­ным, порядочнейшим человеком. Все огромное наследство после смерти отца пожертвовал детским садам, больницам. Он ко всему прочему детские сады и ясли ввел в России. Я уж не говорю, как он семью вос­питал. Вспомните: жена и дочери ра­ботали простыми медсестрами в го­спитале. И в этом не было позы, все было совершенно естественно.
 
— Фильм такого размаха тре­бует немалых расходов. Как вам удалось найти средства для очень недешевого проекта?
 
— Нам много помогают Мини­стерство культуры РФ, Фонд кино. Без этого мы бы такую картину не сняли. Есть и негосударственные вложения. Надеюсь, рано или позд­но у нас появится закон о меценат­стве. Он многое облегчит.
 
Кадр из фильма
 
 
— Начинается Год кино, сме­нивший Год литературы. Чего вы ждете от него?
 
— Я всегда многого жду. Жду, на­пример, прорыва в кино, что нако­нец зритель начнет не формально, а по-настоящему любить наш кинема­тограф и будет приходить в залы не один-два раза с января до декабря, а намного чаще. Притом одна из при­чин в том, что мы делаем немало плохого кино. Выходят картины слабые, авторы просто не владеют ремеслом. Зато мало фильмов-со­бытий, больших постановочных картин. В советском кино они по­являлись куда чаще. Правда, в этом году намечается шесть-семь замет­ных премьер. Это выходящий весной римейк знаменитого «Экипажа», по­ставленный Николаем Лебедевым. Осенью ожидается просто созвездие картин, среди которых наша лента, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Ви­кинг» Алексея Кравчука, «Большой» Валерия Тодоровского — тоже о ба­летном мире, но о современном. Упомяну еще «Ледокол» Николая Хомерики, действие которого разво­рачивается в антарктических морях. Их авторы охватывают более тыся­челетия — от X века до наших дней.
Мы должны задумывать филь­мы-события, они должны выделять­ся и финансово, и по актерскому составу. С помощью таких картин мы будем возвращать к экранам зрителей. И отношение прокатчи­ков должно быть иным. Взять аме­риканцев. У них многие серьезные режиссеры и актеры сделали упор на сериалы и не только для теле­видения.
Недаром существует термин «кинороман». На каждую серию они тратят огромные деньги. Это по сути дела отдельные фильмы. Смотрите, вышла очередная серия «Звездных войн», в ней одни ат­тракционы, а залы переполнены. У нас есть, конечно, примеры: «Тихий Дон», «Жизнь и судьба», «Оттепель»… Я сам ни разу еще не снимал сериа­лов, но, возможно, время придет.
В этом году будет второй выпуск моей мастерской во ВГИКе. Поэто­му жду от дипломников талантли­вых картин. Наша студия «Рок» вы­пустит в Год кино три дебютных ленты. Планов много, а времени не хватает, потому мы с вами так дол­го договаривались о встрече.
 

Мы делаем немало плохого кино. Выходят картины слабые, авторы просто не владеют ремеслом. Зато мало фильмов-со­бытий, больших постановочных картин. В советском кино они по­являлись куда чаще»

— Одна из ваших учениц была отмечена первым призом в Кан­нах на смотре студенческих корот­кометражных работ…
 
— Да, Таисия Игуменцева первой в России смогла получить такую награду. Жюри возглавлял один из знаменитых режиссеров братьев Дарденн — Жан Пьер. Потом он при­слал мне восхищенное письмо. А на защите дипломов Тася едва не по­лучила тройку. 
 
Понимаете, в фильме была одна ненормативная фраза. Я с трудом убедил комиссию, что это не ради эпатажа или хулиганства, а в стиле драматургии. Спор был непростым, но четверку ей все же поставили.
 
Интересных дебютантов на сту­дии много. Упомяну еще моего ученика Ивана Твердовского. Его фильм «Класс коррекции» побывал на многих фестивалях и отмечен опять же многими наградами.
 
— Вам не кажется, что налицо некий парадокс. На фестивалях российские фильмы получают не­мало призов, а зритель их не знает.
 
— Уловить грань, чтобы удовлет­ворить и знатоков, и широкий круг публики, непросто. У режиссеров «Рока» с фестивалями проблем нет. У фильмов Юрия Быкова, напри­мер, масса премий и притом есть особые. Фильм «Дурак» на знаме­нитом фестивале в Локарно был встречен бурными аплодисмента­ми на огромной площади, где его демонстрировали. Казалось, что за дело его публике и жюри до соци­альной драмы о водопроводчике из России, но Артем Быстров получил там премию за лучшую мужскую роль. А это непростой киносмотр, даже элитарный.
 
Лозунг нашей студии — делать фильмы высокого художествен­ного качества, но мы стараемся и для массового зрителя. Хотя это не всегда удается. Вот тот же фильм «Дурак». О нем в Интернете много говорят, множество просмотров, прекрасно, с высоким рейтингом прошел на ТНТ, а прокатчики хо­лодно отнеслись…
 
— Может быть, стоит все же ввести квоты на показ отече­ственных фильмов?
 
— Надо, конечно же, искать пути, чтобы наше кино смотрели боль­ше и больше. Однако директивны­ми мерами этого не добиться. Что сделает в этом случае директор кинотеатра? Он попросту назначит сеансы некассового, по его мнению, фильма на раннее утро и на совсем поздний вечер. Норму выполнит, но кто в это время в зал пойдет?! А заставить отводить для неугодного ему кино хорошее время не удаст­ся — почти все кинотеатры част­ные. Есть, конечно, муниципальные, но они в основном однозальные, со старым оборудованием. Может быть, стоит воссоздать государ­ственную сеть кинопроката? Наше государство очень помогает произ­водству фильмов. Такой поддержки нет ни в одной другой стране. Это относится и к художественным лен­там, и к документальным. На про­кат тоже выделяются деньги, но ма­ло. А на рекламную кампанию, без которой о фильме никто не узнает, нужны огромные средства, сравни­мые нередко с бюджетом картины. Есть продюсеры, особенно те, кто связан с крупными телеканалами, которые могут себе это позволить, но их немного.
 
И что получается. Победит тот или иной фильм с небольшим бюд­жетом на престижном фестивале. А прокат его выпустят тридцатью копиями. Кто их увидит? Так что помимо квотирования нужно за­думаться, как сделать достойному кино достойную рекламу.
 
— Как обстоят у нас дела с про­катом неигровых картин? Вы же начинали как документалист, и эта тема вам не может быть без­различна.
 
— В Санкт-Петербурге уже чет­верть века проходит международ­ный фестиваль «Послание к Челове­ку». Пять лет назад возглавлявший его  долгие  годы  замечательный режиссер Михаил Литвяков пере­дал мне эстафету руководства. Это уникальный киносмотр. Таких в ми­ре всего два — у нас и в Амстердаме. В конкурсную программу входят документальные, анимационные и короткометражные художественные ленты. Мало кто знает, что в России только два фестиваля аккредито­ваны международной ассоциацией кинопродюсеров FIAPF и «Послание к Человеку» — один из них. В ухо­дящем году, ставшем для фестива­ля юбилейным, нам удалось добыть для показа уникальный фильм Яна Артюс-Бертрана «Человек». Режис­сер работал над ним три года, про­интервьюировал более двух тысяч человек из более чем семидесяти уголков нашей планеты, рассказав­ших о своей жизни. Премьера со­стоялась на Генеральной Ассамблее ООН, а в Санкт-Петербурге был по сути дела второй просмотр. Мы ре­шили провести его на Дворцовой площади, думали, что соберется не больше 3-4 тысяч зрителей, а при­шло… несколько десятков тысяч! Конечно, это особый случай. Но суть в том, что хорошее документальное кино людям необходимо. Думается, надо создавать отдельные центры неигрового кино по примеру уже су­ществующего в Москве. В нем всего два небольших зала, но есть свой постоянный зритель.
 
На недавно проходившем в Санкт-Петербурге IV Международ­ном культурном форуме я предло­жил создать на базе бывшей Ленин­градской студии документальных фильмов (теперь она называется «ЛенДок) подобный центр с музе­ем кино, синематекой. При студии уже существует киноклуб, его надо поставить на ноги, развивать. Мы уже озвучили эту тему перед ми­нистром культуры России Влади­миром Мединским и губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтав­ченко. Надеюсь, что впереди серьез­ное обсуждение перспектив.
 
Другой пример — организация киноклубов на базе университетов. В США существует понятие «уни­верситетский прокат». У нас множе­ство университетов и институтов. В каждом есть зал, оборудовать их в эру цифровых технологий нетрудно. За небольшие деньги можно пока­зывать некоммерческие докумен­тальные и художественные ленты. Студенты же наиболее продвинутая публика. Если создать на вузовской основе всероссийскую систему, то была бы и финансовая и мозговая польза.
 
—  Вы были одним из первых у нас режиссеров, который рискнул создать собственную киностудию. Что побудило вас принять на себя такую ношу?
 
—  Далеко не все продюсеры до­бросовестны. Некоторые из них уверены в том, что вправе зараба­тывать на самом процессе произ­водства. А во всем мире наоборот. Продюсер должен сделать макси­мально интересный фильм, а по­том уже высчитывать прибыль. Так что цель ставилась простая — огра­ничить доступ нечестных людей к деньгам, отпущенным на кино­производство. Время было лихое, знаменитые 90-е годы. Нечистые на руку деятели ринулись в кино, не имея о нем никакого представ­ления, просто в расчете на легкий заработок. Я и решился на откры­тие киностудии «Рок», которой от­дал четверть века. У нас уже есть коллекция картин, которыми я гор­жусь. Сейчас я выступаю как про­дюсер дебютных картин, но чаще в качестве худрука. У меня собралась прекрасная команда людей, кото­рые берут на себя производствен­ные и финансовые дела.
 
— Какой из фильмов вам особо памятен?
 
— Я больше всего люблю каждую последнюю по счету картину, по­скольку воспринимаю фильм как нечто живое. Ты настолько эмоци­онально отдаешь себя работе, что всегда больно с ней расставаться. Вот сейчас съемочная группа «Ма­тильды» — почти триста человек. Это огромная семья, за которую ты отвечаешь!
 
Кадр из фильма
Читайте нас в Дзен
Просмотров 9482