Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Нелегальным каруселям и батутам решили положить конец

Все российские аттракционы планируют занести в единую базу

16.06.2022 10:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Нелегальным каруселям и батутам решили положить конец
  © pixabay.com

Владельцы аттракционов в парках развлечений должны проводить проверку их безопасности не реже одного раза в год, а результаты представлять на всеобщее обозрение. Скоро каждый россиянин сможет вычислить нелегальную карусель, заглянув в федеральный реестр зарегистрированных аттракционов. Как отдохнуть и развлечься, чтобы потом не было мучительно больно, разбиралась «Парламентская газета».

Карусельный бизнес

Жительница Омска выпала из кресла на аттракционе «Вихрь». В Волгограде подросток погиб, катаясь на тарзанке. В горах Сочи турист сорвался во время полета на аттракционе троллей. В Казани люди застряли на аттракционе вниз головой на высоте 40 метров. Вот лишь несколько сообщений СМИ последних месяцев о происшествиях, связанных с развлечениями в парках и зонах отдыха. Редкий сезон обходится без новостей об унесенных ветром батутах, зависших американских горках и остановившихся колесах обозрения. В причинах каждого инцидента разбираются специалисты контролирующих органов, а часто и следователи, но ЧП происходят вновь и вновь.

В России работают порядка 15 тысяч механизированных аттракционов. До недавнего времени за безопасность их эксплуатации буквально никто не отвечал. Лишь в 2018 году приняли закон, по которому эту функцию возложили на региональные власти.

«У нас миллионы граждан катаются на аттракционах, которые не всегда бывают исправны: много используется сломанных, старых и изношенных механизмов. В результате возникает огромный риск для жизни прежде всего детей», — говорил при рассмотрении документа депутат Госдумы Алексей Диденко (ЛДПР).

В законе учли разнообразие и специфичность видов аттракционной техники: водные, механизированные, надувные, стрелковые, а также вспомогательные устройства для развлечений — платформы, лестницы, настилы, ограждения, временные трибуны, палатки, шатры, навесы и другое. Контролируют установку и эксплуатацию аттракционов региональные гостехнадзоры. Предприниматель, желающий открыть карусельный бизнес, должен предоставить в гостехнадзор заключение специально аккредитованной организации о том, что устройство для катания людей безопасно, а затем не реже раза в год проводить его освидетельствование.

Зачем смотреть прогноз погоды

В технической документации каждого аттракциона указано, на какой возраст, рост и массу человека он рассчитан. Все эти данные должны быть представлены на стенде рядом с каруселью, как и ее регистрационный номер и дата последнего освидетельствования, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» начальник управления Гостехнадзора по Московской области Сергей Фролов. В идеале при входе устанавливают ростомер и весы.

Сергей Фролов. © Юрий Инякин/ПГ

У каждого аттракциона должен быть специально обученный оператор, который ведет журнал эксплуатации устройства, контролирует посадку и выход людей с объекта. К некоторым аттракционам предъявляют дополнительные требования, например относительно батута — это скорость ветра. Если дует слишком сильно, то есть больше 10 метров в секунду, оператор не должен допускать людей на надувную конструкцию. Буря стихнет — он откроет ее снова.

«Самое простое — перед началом работы посмотреть прогноз погоды, а вообще, рядом с аттракционом должен находиться прибор, измеряющий скорость ветра», — прокомментировал Сергей Фролов.

Даже если аттракцион прошел ежегодную проверку, это не значит, что его не могут закрыть. Инспекторы имеют право в любой момент прийти к объекту и без взаимодействия с его владельцем, как правило, визуально, оценить безопасность эксплуатации и в случае чего направить предупреждение или подать запрос в прокуратуру для проведения внеплановой проверки. В популярных местах отдыха Подмосковья, по словам главы местного гостехнадзора, подобные выходы инспекторы совершают два-три раза в неделю. Кроме того, ведомство реагирует на обращения посетителей.

Все — под контролем

Индустрия развлечений постоянно развивается: в России появляются новые виды аттракционов как местного производства, так и зарубежные. Поставки, по словам вице-президента Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игоря Родионова, не прекратились даже с введением санкций, но спрос на качели-карусели не сильно высокий — в нашей стране почти нет круглогодичных парков развлечений, как и отсутствует традиция их посещения.

Существующие техрегламенты в целом учитывают особенности и уже существующих, и вновь возникающих аттракционов, сообщил «Парламентской газете» Родионов. Лишь иногда бывают вопросы идентификации оборудования, например является ли аттракционом веревочный парк, где люди и развлекаются, и подвергают себя определенному риску, при этом электронный механизм в работе техники не используется.

Читайте также:

• В Совфеде подписали программу стандартизации товаров и услуг для детей

За что бы ни выдавали бизнесмены свои развлекалки, на каждую из них найдется контролер, объяснил Сергей Фролов. За развлечения на воде отвечает госинспекция по маломерным судам — в поле ее ведения весельные и моторные плавсредства, катамараны. Если на пляже в прокат сдают надувные бананы и круги, то это вотчина Роспотребнадзора. А когда у берега или даже дальше надули целую крепость, то такая потянет на аттракцион, и здесь подключается гостехнадзор. То же и на суше: если карусель признали детским игровым оборудованием, а не аттракционом, то ее проконтролирует местная административно-техническая инспекция.

Вскоре все аттракционы объединят в единую федеральную базу — Минсельхоз дорабатывает соответствующий онлайн-сервис, рассказал глава гостехнадзора по Московской области. Пользоваться им смогут и ответственные чиновники, и граждане, желающие проверить законность работы карусели. Они смогут найти информацию о сроках проверки аттракциона, узнать, насколько он безопасен. Сервис, по словам Сергея Фролова, планируют запустить в конце этого — начале следующего года.