Некоторые школьные предметы хотят избавить от оценок
Новая оценочная система в школах не повлияет на качество знаний школьников
В Государственной Думе и Совете Федерации поддерживают инициативу Минпросвещения о введении оценок «зачёт — незачёт» для физкультуры, изобразительного искусства и музыки. Соответствующий проект Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов размещён 21 января на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Введение новой альтернативной системы оценок для ряда школьных предметов не окажет влияния на качество образования в целом, считают эксперты, опрошенные «Парламентской газетой».
Норматив засчитан
Скоро в аттестатах российских школьников может появиться новая альтернативная шкала оценок по трём предметам. Вместо классических единиц, двоек, троек, четвёрок и пятёрок по физкультуре и творческим предметам — музыке и изобразительному искусству — ученикам предлагают ставить зачёт или незачёт. Об этом ранее журналистам рассказала министр просвещения России Ольга Васильева.
Новые правила выставления оценок, которые сейчас прорабатывает ведомство, по её словам, оставляют выбор шкалы на усмотрение каждой школы. То есть кто-то может остаться при классических пяти баллах, а кто-то — перейти на альтернативу.
Законодательная новелла не приведёт к тому, что выпускники российских школ будут хуже усваивать общеобразовательную программу, уверен зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.
«Я никаких угроз для качества образования не вижу. Если так решит самообразовательное учреждение — пожалуйста. Уж точно не должно быть ограничений для получения аттестата с отличием из-за оценки, скажем, по физкультуре», — заявил сенатор «Парламентской газете».
Он подчеркнул, что физкультура относится к категории здоровье сберегающих технологий в образовании. То есть главная её задача: закалить дух и тело учеников, а не сделать из них профессиональных спортсменов. То же касается изобразительного искусства и музыки, которые призваны воспитать вкус, но не должны портить личную статистику ученику без музыкального слуха.
При этом оценка «зачёт — незачёт» не снизит мотивацию на этих предметах. Ведь физически крепкие дети могут участвовать в различных спартакиадах и соревнованиях, а одарённые художники и музыканты — в творческих конкурсах, считает Виктор Смирнов.
Глава Национального родительского комитета Ирина Волынец также поддерживает инициативу. По её словам, для творческих предметов в принципе не может быть объективной оценочной шкалы и многое зависит от мнения учителя.
«Такие направления, как музыка, пение, рисование, трудно измерить какими-либо качественно-количественными характеристиками. А вот нормативы по физкультуре можно: сколько раз человек подтянулся или отжался, насколько высоко прыгнул. И мы получили много негативных отзывов по этому поводу. Но я всё таки настаиваю, что по физкультуре тоже можно ставить зачёт — незачёт, поскольку многие дети сейчас, чтобы не получить плохую оценку, вместе с родителями идут на всякие ухищрения, чтобы получить освобождение», — подчеркнула она.
Уж точно не должно быть ограничений для получения аттестата с отличием из-за оценки, скажем, по физкультуре.
Расширенный список
По мнению Ирины Волынец, исключение в виде альтернативной шкалы оценок стоит делать только для этих трёх предметов. В отношении остальных дисциплин надо оставить классические пять баллов. Эксперт опасается, что если расширять список, то это может привести к снижению общего качества знаний.
Иного мнения придерживается член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова. По её мнению, помимо физкультуры, ИЗО и музыки, под зачётную систему можно передать также такие дисциплины, как мировая художественная культура, труд или технология, черчение и ОБЖ.
«Эти предметы не являются основополагающими для определения уровня образования школьников, поэтому нет и необходимости оценивать их по балльной системе. Это не противоречит и передовым мировым тенденциям в образовании, более того, там нередко используются не балльные системы даже по фундаментальным школьным предметам», — сказала она «Парламентской газете».
А сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий заявил, что сегодня аттестат о среднем общем образовании не имеет такой значимости, как ранее.
«Сегодня для поступления в вуз или колледж более актуальны результаты, которые выпускник набрал на ГИА и ЕГЭ. Учитывая, что аттестат как таковой сейчас почти не играет никакой роли, я не могу себе представить ребёнка, для которого было бы важно, что в нём будет написано, тем более по таким предметам», — подчеркнул эксперт.
Поэтому он не видит ничего плохого в том, чтобы школы по своему желанию использовали альтернативную шкалу оценок. Единственные, кому могут пригодиться классические четвёрки и пятёрки — это те ученики, которые решат поступать в учебные учреждения за границу. Поскольку в западных школах и вузах учитывают именно оценки, отметил Всеволод Луховицкий.
Ещё материалы: Алёна Аршинова