Недобросовестных перевозчиков будут наказывать до аварии
Специалисты, депутаты и силовики обсудили, как доставлять пассажиров из пункта А в пункт В живыми и здоровыми
Транспортная отрасль в России считается самой зарегулированной: в ней действует 456 нормативных актов и девять тысяч требований. Но, видимо, этого недостаточно — количество аварий остаётся высоким. Эту проблему обсуждали более 700 человек из 50 регионов России и 11 стран, приехавших в Петербург на IX Международный форум «Безопасность на транспорте», который проходил 30-31 мая.
Меры на будущее
«Несколько лет назад на форум приезжали 200-300 человек, и мы считали, что это много, а сейчас — 700! — порадовался активности участников член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. — В резолюции прошлого форума содержалось 259 предложений от участников, направленных на развитие законодательства, повышение качества правоприменения, из них 82 было поддержано на федеральном и региональном уровнях органов власти».
По словам парламентария, после майского указа президента Владимира Путина о национальных целях и стратегических задачах обеспечение транспортной безопасности стало ключевым вопросом, ведь транспорт — один из краеугольных камней развития государства. А проблемы в этом деле пока есть.
«В авиации за прошлый год было 158 актов незаконного вмешательства, — конкретизировал Выборный. — В автотранспорте на 6,7 процента выросло число ДТП по вине водителей грузовиков».
При этом, подчеркнул депутат, перед отраслью стоит цель: к 2024 году сократить количество аварий в три раза. Для этого уже многое делается — строят подземные и надземные переходы, устанавливают светофоры, отбойники. Но до решения задачи пока далеко.
«Кроме того, мы особое внимание уделяем кибератакам на инфраструктурные системы, — рассказал Выборный. — Ещё 5-10 лет назад мы и подумать не могли, что с простого телефона можно остановить атомную электростанцию или повернуть назад самолёт, а сегодня это возможно. Есть и проблема использования беспилотников в террористических целях. Это новые вызовы и угрозы. Мы пока делаем первые шаги: уже есть понимание, что опасность реальная. Поэтому необходимо дать возможность правоприменителям действовать. Тут как на фронте: командир не должен думать, с кем ему посоветоваться, он должен отдавать приказ вплоть до уничтожения цели».
«Уже есть технические средства, позволяющие выявлять беспилотники, подавлять их линии управления, — сообщил замдиректора департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса Михаил Рябов. — Но беспилотники, работающие автономно, по заложенной программе, без линий управления — это вопрос. Кто должен их сбивать? Чем? Стрелковым оружием? Всё это нужно проработать в нормативных документах».
Чиновник сообщил, что Минтранс разрабатывает постановление о постановке на учёт беспилотных летательных аппаратов весом от 350 граммов до 30 килограммов: более тяжёлыми занимаются авиационные службы, а более легкие не в состоянии нести опасный груз. Правда, и тут есть сложность: нет уверенности, что министерство готово к учёту большого количества дронов.
Анатолий Выборный уточнил, что главная задача форума — выработать институты превенции, чтобы предотвращать любое правонарушение в обозримом будущем. «В науке такие разработки уже есть, и мы должны довести их до высших органов власти», — сказал депутат.
Пилот с наручниками
Михаил Рябов сообщил, что сейчас Минтранс решает две противоположные задачи: с одной стороны, поддерживать безопасность на транспорте на высоком уровне, с другой — снижать нагрузку на бизнес, занимающийся перевозками. Способ, по его словам, тут один: исключать дублирование норм и отменять устаревшие требования. Но отказываться от каких бы то ни было мероприятий, направленных на безопасность, государство не намерено:
«Это сведёт на нет всю систему безопасности, — объяснил чиновник. — Убираем одно — и теряется смысл в остальном. Не защищаем периметр — нет смысла проводить досмотр. Нет досмотра — нет толку от периметра». Зато вполне реально снижать затраты на технологии, в том числе выявляющие нарушителей.
«Но пока технические средства не достигли того уровня, чтобы значительно снизить нагрузку на предприятия и сократить количество персонала, отвечающего за безопасность», — признал Рябов.
Ещё один путь — наделять дополнительными функциями уже имеющихся сотрудников. «Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, дающий командиру воздушного судна право использовать спецсредства, — рассказал Анатолий Выборный. — Речь, конечно, не идёт об электрошокере или чём-то подобном: если хулиган им завладеет, он станет ещё опаснее. Но наручники, стяжки из пластика — они достаточно эффективны, чтобы усмирить буяна, и не причинят ему вреда».
А вот на поездах оснащать проводников спецсредствами нет необходимости. «Каждый состав сопровождается, — сообщил заместитель гендиректора РЖД Шевкет Шайдуллин. — А по пути есть контрольные пункты».
Преступное бездействие
С этого года государство решило взять под полный контроль автобусные перевозки, в том числе заказные — до 29 июня все компании, работающие на этом рынке, должны получить лицензии.
«Я предупреждаю весь туристический бизнес, — поднял палец замруководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий. — В случае перевозки туристов автобусом без лицензии будет штраф в 400 тысяч рублей. А при повторном нарушении — ещё и конфискация автобуса и приостановка деятельности компании».
Пока, по словам Сарицкого, из 90 тысяч компаний, занимающихся автобусными перевозками, лишь 12 тысяч озаботились лицензиями. А времени осталось — месяц.
Ужесточат контроль за безопасностью и следственные органы — они не станут ждать, пока перевернётся судно или упадёт самолёт. Уголовное наказание будет следовать уже за сам факт наличия риска.
«Мы будем возбуждать дела до наступления последствий — за оказание услуг, представляющих угрозу жизни и здоровья, — сказал глава Северо-Западного следственного управления на транспорте Сергей Сазин. — А если наступят последствия — статьи уже будут другие».
По его словам, возбуждено уже более 70 уголовных дел по перевозкам на воде, из них 30 уже дошли до суда и закончились обвинительным приговором. Правда, понятие реальной угрозы пока с сомнением воспринимают и судьи, и прокуроры, так что приходится нарабатывать юридическую практику.
Мы будем возбуждать дела до наступления последствий — за оказание услуг, представляющих угрозу жизни и здоровья.
«Из Кронштадта шёл катер, в нём девять человек, — рассказал про недавний случай Сазин. — А спасательных жилетов — восемь. Когда катер перевернулся, капитан первым надел жилет, а одному из пассажиров жилета не досталось, он сразу утонул. Ещё одна женщина погибла от переохлаждения. Мы не можем себе позволить ждать, когда следующий катер перевернётся!»
«Если было представление, но нарушение не устраняется, мы будем это рассматривать как уголовное преступление, — был ещё категоричнее зампред Следственного комитета Илья Лазутов. — Когда на пешеходном переходе гибнут люди, значит, что-то недоработано. И если мы видим, что ничего не делается, — будем привлекать к ответственности».
Кстати, по данным СК, самые безопасные переходы оказались в Сочи — ни одного смертельного случая за прошлый год. А самые опасные — в Москве и Московской области.
«Наша задача — выпускать законы и нормативные акты, которые бы стимулировали местные власти и бизнес выполнять требования безопасности», — описал общую с парламентариями цель Лазутов.
«Ко всем вашим рекомендациям мы обязательно прислушаемся, — пообещал Анатолий Выборный. — Если уж принимаем тот или иной закон, он должен отвечать требованиям времени, запросам наших граждан, в том числе бизнес-сообщества».
Ещё материалы: Анатолий Выборный