Найдётся ли в Голландии свой царь Соломон?
Ещё пять месяцев понадобится суду в Амстердаме, чтобы решить судьбу скифского золота
Накануне Международного дня музеев, который будут отмечать 18 мая, в Крыму вновь напомнили о судьбе так называемого скифского золота, вот уже почти семь лет запертого в сундуках музея Алларда Пирсона в Амстердаме. Всё это время уникальные экспонаты, рассказывающие об истории Тавриды от Античности до позднего Средневековья, недоступны ни для публики, ни для учёных.
Без доступа к культурному наследию
В апреле после долгого перерыва, вызванного пандемией коронавируса, в Амстердаме наконец состоялось очередное заседание суда по золоту скифов, рассказал «Парламентской газете» директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. Как объявили на заседании, свой вердикт голландское правосудие вынесет 14 сентября. Но не исключено, что под тем или иным предлогом принятие окончательного решения будет вновь отложено.
По мнению экспертов, среди которых — глава рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Республики Крым при Президенте РФ Александр Молохов и директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко, на ход судебного процесса влияет политическая составляющая, связанная с тем, что страны Евросоюза не признают российский статус Крыма. Важную роль также играет общественный резонанс.
Принимая решение, суд Амстердама вольно или невольно будет учитывать возможные репутационные потери, которые понесёт голландское и европейское правосудие, если, руководствуясь политической конъюнктурой, вопреки общепринятым международным музейным нормам передаст коллекцию не крымским музеям, а украинскому государству.
«Речь идёт не о межгосударственном споре, а о споре четырёх крымских музеев с государством Украина о принадлежности экспонатов, — объяснил Александр Молохов. — Это спор о нарушении прав учреждений культуры. При этом, мне кажется, в апелляционной инстанции удалось привлечь внимание судей к гуманитарным аспектам конфликта. Передача коллекции Украине противоречит не только принципам межмузейного обмена и сохранения неразрывной связи коллекции с историей и культурой той местности, откуда происходят экспонаты, но и нарушает право народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию, а также целый ряд других норм международного права».
Юрист ссылается и на рекомендации ЮНЕСКО о международном обмене культурными ценностями 1976 года, Этический кодекс Международного совета музеев 1986 года, соглашение о возврате культурных ценностей в СНГ 1992 года.
Юридическое шоу
«Правовые аргументы у крымских музеев достаточно сильные, и я надеюсь на успех, — отметил Молохов. — Но, безусловно, правы и те, кто утверждает, что полностью убрать политическую составляющую из процесса скорее всего не удастся».
В этой ситуации, полагает эксперт, возможно некое «соломоново решение», которое прогнозировал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: ситуацию заморозят, а коллекция до поры до времени останется в Нидерландах.
«Это не худший вариант для Крыма, главное — не допустить передачи коллекции Украине, — сказал Молохов. — Но мы, конечно, будем добиваться возвращения экспонатов в музеи полуострова». При этом, по его мнению, юридические аргументы украинской стороны гораздо слабее, поэтому она и старается политизировать процесс, сделать из него политическое шоу, говоря об «оккупации» Крыма Россией.
«Если вдруг суд Амстердама передаст коллекцию Украине, это станет огромной несправедливостью, нарушающей основы международного законодательства в сфере музейного дела», — убеждён Вадим Майко.
«Эти артефакты принадлежат крымской земле», — добавила генеральный директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина. В качестве примера она привела так называемую змееногую богиню — один из символов древнего Боспорского царства, изучение которого ещё даже не завершено учёными. «Кому она должна принадлежать, если не крымчанам? — задалась вопросом директор музея. — Нас очень удивляет, что мы отвезли нашу коллекцию в «просвещённую цивилизованную Европу», чтобы рассказать ей об истории полуострова, а теперь вот уже седьмой год доказываем этой самой «просвещённой цивилизованной Европе», что она должна вернуть нам назад наши сокровища».
Впрочем, это уже как минимум третий случай грабежа крымских музеев просвещёнными европейцами. В Крымскую войну англичане сначала разграбили Керченский музей древностей, а потом быстренько организовали археологические раскопки на территории Керчи и Балаклавы и вывезли все находки в Лондон, где они до сих пор и хранятся в знаменитом Британском музее. Ну а во время Второй мировой войны в крымских музеях похозяйничали уже немцы.
А судьи кто, или Есть ли справедливость в Европе?
В 2013 году крупнейшие крымские музеи — Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, музей-заповедник «Херсонес Таврический» и Центральный музей Тавриды — стали участниками международного выставочного проекта в Ландес-музее Бонна и музее Алларда Пирсона в Университете Амстердама. На выставках «Крым — золотой остров в Чёрном море. Греки — скифы — готы» и «Крым. Золото и тайны Чёрного моря» были представлены археологические предметы эпохи Античности и раннего Средневековья, найденные в результате многолетних раскопок.
При этом «скифское золото» — это всего лишь образ, закрепившийся за коллекцией. Как объяснил Мальгин, на самом деле золота и изделий из драгоценных металлов в коллекции немного, а собственно скифского золота нет и вовсе. Коллекция ценна уникальностью своих экспонатов, рассказывающих о древнейшей истории Тавриды.
В 2014 году после воссоединения Крыма с Россией правительство Украины потребовало вернуть уникальную коллекцию из Голландии не в Крым, а в Киев. Основанием для судебного разбирательства стал следующий юридический казус: с одной стороны, музей Алларда Пирсона в договоре с крымскими музеями обязался вернуть коллекцию в эти музеи. А с другой - разрешение на вывоз экспонатов давало государство Украина, в состав которого тогда входил Крым.
В декабре 2016 года Окружной суд Амстердама постановил, что коллекцию следует передать Киеву, однако крымская сторона опротестовала решение. В июле 2019 года Апелляционный суд Амстердама отменил передачу коллекции Украине. После этого Киев заявил отвод принявшему такое решение судье Дуко Оранье, и это требование удовлетворили.
«Что касается отвода судьи, то я не вижу в этом ничего страшного, потому что все нормы права, которыми он руководствовался, вынося своё решение в пользу крымских музеев, продолжают действовать, — прокомментировал ситуацию Молохов. — Замена судьи ни в коем случае не дезавуирует решение апелляционной инстанции. Захотели поменять судью — поменяли. Однако суть дела от этого не изменилась».
И вот наконец в апреле 2021 года состоялось очередное судебное заседание, итоги которого, правда, станут ясны только в сентябре. Как сказала, выступая в режиме онлайн перед голландскими судьями Татьяна Умрихина, мы верим, что справедливость есть не только на небе, но и на земле.
Самые известные экспонаты коллекции
- Декрет в честь херсонесского историка Сириска из коллекции «Херсонеса Таврического».
- Бронзовое скифское навершие — символ Центрального музея Тавриды.
- Змееногая богиня из коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.