Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Научные институты будут готовить студентов

Это позволит совмещать теорию с освоением практических навыков и новейших технологий

Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 1 февраля 2023 года

01.02.2023 14:19

Автор: Мария Соколова

Законопроект: № 219817-8

Научные институты будут готовить студентов
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Если раньше вузы превращались в научные центры, то теперь научные центры будут превращаться в вузы. Такой революционный подход отныне закреплен в России официально: соответствующий закон Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 1 февраля. Четырехлетний эксперимент, проходивший в Национальном медицинском исследовательском центре имени Алмазова в Петербурге, где готовят студентов по специальности «лечебное дело», признан успешным, и теперь всем научным организациям разрешили осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета.

Не только вузы смогут готовить специалистов

Отточенный десятилетиями снобизм НИИ — «сначала получи диплом, а потом мы на тебя посмотрим» — придется забыть и распахнуть двери перед студентами не только на время практики, а насовсем. Законопроект внесли спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, они предложили дополнить законы «Об образовании» и «О науке и государственной научно-технической политике» и расширить возможности научных организаций, которые теперь смогут заниматься не только исследованиями и разработками, но и готовить специалистов.

По словам Гумеровой, основанием для разработки инициативы стал успешный опыт Центра имени В.А. Алмазова. Там с 2018 года готовят врачей по программе специалитета «лечебное дело». Об успехе проекта свидетельствует рекордно высокий конкурс в 2022 году — 57 человек на место. Сейчас в центре учатся 769 студентов. Ориентир на практику, тесная интеграция науки и образования подтвердили востребованность эксперимента, рассказала Гумерова.

Закон, одобренный сенаторами единогласно, дает возможность и другим научным организациям заниматься образованием. Многие уже выразили желание попасть в перечень таких учреждений, который утвердит Правительство на основании конкурса. А алмазовский центр войдет в список без конкурсных процедур.

«Закон позволит расширить возможности подготовки высококвалифицированных специалистов, необходимых для технологического развития и модернизации экономики страны», — отметила Лилия Гумерова.

Какие выплаты и пособия положены студентам

Как проходит обучение

В подготовке кадров для современного здравоохранения важно использовать потенциал не только образовательных, но и научных организаций, уверен гендиректор алмазовского центра академик Евгений Шляхто. «С первого курса студенты вовлечены в научный процесс, и обязательным элементом является персонализация обучения начиная с четвертого курса, — сказал Шляхто. — Студенты выбирают либо персонализированную медицину, либо искусственный интеллект, спортивную или общую медицину».

Он сообщил, что в центре 34 кафедры и более семи тысяч сотрудников. В учреждении лечат болезни сердца, оказывают высокотехнологичную помощь по разным направлениям. Обучение проходит параллельно с научной деятельностью. До завершения образования студенты должны подготовить и защитить научную работу.

Хотя формально центр пока не стал образовательной организацией, он занял в 2022 году 51-е место в рейтинге лучших вузов России RAEX-100 среди 206 претендентов. А в 2021 году он вошел в международные рейтинги.

Валентина Матвиенко назвала алмазовский центр уникальным учреждением, аналогов которому нет в мире. «Это целый медицинский город, суперсовременный, с новыми технологиями, новейшим оборудованием, специалистами высочайшего уровня», — сказала она. По словам спикера Совфеда, эксперимент подтвердил востребованность новых подходов в обучении, основанных на сочетании науки и практики.

«Надо двигаться в эту сторону. Не просто штамповать дипломы врачей вчерашнего дня, а готовить тех врачей, которые будут работать завтра, используя искусственный интеллект, высокие технологии, персонализированную медицину», — подчеркнула Матвиенко.

Читайте также:

• Абитуриентам из новых регионов предлагают дать отсрочку по ЕГЭ до 2026 года