Наталья Костенко: Депутаты будут настаивать на возвращении детского и туристического кешбэка
Но оплачивать часть стоимости поездок по России нужно не всем
В 2023 году необходимо сохранить программу детского и туристического кешбэка, изменив их критерии: не раздавать деньги тем, кто отправляется в пятизвездочные отели, а предусмотреть кешбэк за поездки в детские лагеря, санатории и гостиницы в отдельных регионах. Эту позицию депутаты будут отстаивать на встрече с министром экономического развития в Комитете Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, рассказала в интервью «Парламентской газете» зампред комитета Наталья Костенко, которую мы попросили уточнить суть проблемы.
- Наталья Васильевна, СМИ писали, что Федерация независимых профсоюзов России выступила за сохранение детского кешбэка, по которой родителям возвращали 50 процентов стоимости путевок. Вы тоже обращались в Минэкономразвития с просьбой рассмотреть варианты возвращения программы.
- Мы обращались в Министерство экономического развития в октябре, еще когда формировался бюджет на этот год. Но деньги заложены не были. В декабре появилось поручение президента, по которому необходимо выделить на 2023-2025 годы дополнительные субсидии из бюджета на обеспечение детского и туристического кешбэка. Понятно, что судьба детского кешбэка не может рассматриваться отдельно от туристического в целом. И мы будем настаивать, чтобы поручение было исполнено. Мы считаем, что кешбэк нужен. Но мы согласны с Минэкономразвития, что раньше его нельзя было назвать эффективным. Это была просто раздача денег направо и налево, субсидировали даже поездки в пятизвездочные отели.
Нужен другой подход. Например, Крым столкнулся с просадкой по количеству туристов. Проблемы с логистикой — нужно либо ехать на поезде несколько суток, либо на собственном автомобиле, либо на другом автотранспорте с пересадками. Так почему бы не субсидировать поездки граждан в Крым?
Так же нужно поддержать с помощью кешбэка детский отдых, детские лагеря. Эта отрасль много лет не получала поддержку государства, в том числе во время пандемии, инфраструктура сильно изношена. И, конечно, санатории. Они, в отличие от гостиниц, вынуждены содержать огромные коллективы, в среднем от 250 до 500 человек.
Так что программу нужно не просто продолжить, а сделать ее эффективным механизмом, чтобы поддержать важные направления, для которых не существует каких-то системных мер поддержки, социально значимые отрасли, регионы, где возникают сложные ситуации.
У нашего комитета запланирована встреча с министром экономического развития, где мы поднимем этот вопрос и будем добиваться, чтобы кешбэк был.
- А нужно ли поддержать отдельные категории туристов?
- Не думаю, что это надо привязывать к кешбэку. Есть интересные программы. Например, мы будем поддерживать новый проект, который разработало Агентство стратегической информации «Классная страна» в развитие школьного туризма. Речь идет о разработке туристических маршрутов, привязанных к образовательной программе. Реализовывать их будут туристические операторы.
Я написала предложение всем профильным комитетам — по просвещению, по вопросам детей, по культуре, чтобы обсудить проект и посмотреть, чем можно ему помочь, потому что там есть и законодательные аспекты. Например, как можно использовать «Пушкинскую карту». Сейчас ею можно расплачиваться только в учреждениях культуры, а почему бы не дать ребенку возможность потратить ее на какую-то туристическую экскурсию или поездку по туристическому маршруту.
Еще одна проблема — очень мало туристических автобусов. Я написала письмо в Минэкономразвития, чтобы развить систему лизинга, для того чтобы туроператорам можно было закупать туристические автобусы.
- Поговорим о выездном туризме. Какие направления востребованы?
- Сейчас затишье. Например, если раньше в Индию ездило 200 тысяч туристов, то сейчас только 35 тысяч. Но понятно, что не совсем правильно делать ставку только на внутренний туризм, так как Россия входит в десятку самых путешествующих стран мира. К тому же возможности пляжного отдыха у нас ограничены.
Сейчас самое популярное направление — Египет, потому что Турция подорожала и возникли проблемы, связанные с землетрясением. Арабские Эмираты — достаточно дорогое направление, но тоже популярное из-за возможности отдохнуть в период межсезонья. Ну и различные острова. Есть и другие направления. Это может быть Индия, Гоа, Вьетнам, Индонезия. В Китае есть прекрасный город Санья на острове Хайнань. Я там была, когда работала журналистом.
Основная проблема с обеспечением перевозок связана с санкциями. Я сейчас еду в Индию на Ассамблею народов Евразии, где целая секция будет посвящена развитию туризма и взаимодействию азиатских стран. И мы будем как раз это обсуждать. Часть стран идет на то, чтобы закрыть глаза на санкции и принимать наши борта. А если страна не идет на это, надо договариваться: пусть она дает свои борта, чтобы наши туристы к ним приезжали. Будем говорить и о туристические взаиморасчетах, чтобы были понятные правила.
- Сейчас в России с визитом находится лидер Китайской Народной Республики Си Цзиньпин. Как вы думаете, есть ли какие-то перспективы безвизового въезда в Россию для китайских туристов? А для путешественников других стран?
- У нас есть хорошие возможности зарабатывать на въездном туризме, и тут вопрос безвизового режима, конечно, важен, потому что визы дорогие, их бывает сложно получить. Большую заинтересованность проявляют, например, Арабские Эмираты, хотя у них есть свои курорты, но к нам ближе ехать.
Но я думаю, что речь нужно вести не о том, чтобы можно было въехать вообще без визы и ездить по России куда хочешь. Можно рассмотреть вопрос безвизовых кластеров — в Сочи, Санкт-Петербурге и Москве, где есть высококлассные гостиницы. Тем более что проблем с перевозками нет ни с Ираном, ни с Саудовской Аварией. С Индией есть, но там тоже заинтересованы в поездках в Россию.
- Планируете обсудить эту тему с Минэкономразвития?
- Безусловно, потому что туроператоры, которые остались без работы, поднимают этот вопрос, и деньги, которые потратят туристы в нашей стране, в бюджете лишними не будут.
Читайте также:
• Любителей путешествовать по России предлагают страховать не меньше чем на 300 тысяч рублей
Ещё материалы: Наталья Костенко