Наши люди в булочную с паспортом не ездят
Продавцов хотят штрафовать за принуждение к сдаче личных данных
Законопроект: № 1184356-7
Нежелание покупателя сообщать магазину — не важно, реальному или виртуальному — свой домашний адрес, номер телефона и другие личные сведения не должно стать причиной отказа в сделке, считают в Правительстве. А в Совете Федерации предложили создать максимальный перечень данных, которые торговцы вправе узнать о своём клиенте.
Зачем супермаркету ваше «мыло»?
Правительство приготовило штрафы за незаконный сбор информации о гражданах при приобретении ими различных товаров и услуг. По поручению президента поправки должны внести в закон о защите прав потребителей и КоАП, соответствующий законопроект кабмин на днях внёс в Госдуму.
«Сейчас зачастую людей вынуждают указывать персональные данные при любых покупках, даже в тех случаях, когда по закону это совсем не обязательно», — сказал премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Правительства 27 мая.
Под разными предлогами у людей собирают номера телефонов, адреса электронной почты, данные водительских удостоверений и другую информацию. А за непредоставление сведений угрожают отказом в оказании услуг, заключении договора.
Среди типичных нарушений, которые выявляет Роспотребнадзор, — несоответствие согласия на обработку персональных данных требованиям законодательства, обработка избыточных личных данных.
Новая норма устанавливает с 1 марта 2022 года административную ответственность за отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем, который отказался предоставить свои персональные данные в случаях, когда закон этого не требует. За нарушение предлагают штрафовать должностных лиц на 5-10 тысяч рублей, юридических — от 30 до 50 тысяч рублей.
Паспортные данные или реквизиты банковской карты открывают продавцу возможность проследить источник поступления средств, объяснил председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко.
«Это важно при крупных покупках — так продавец получает некую гарантию, что деньги пришли к нему от реального человека, а не из неизвестного источника», — сказал «Парламентской газете» сенатор. При этом, по его мнению, для рядовых покупок такое требование избыточное.
Без лишних данных
Количество жалоб на действия продавцов, требующих предоставить личные данные, заметно увеличилось в период пандемии. В Союзе потребителей России рассказали, что не проходит и дня, чтобы в региональные отделения организации не обращались с подобными вопросами.
«Цифровой мир очень комфортный, это уже многие поняли, но далеко не все осознают угрозы, которые он несёт», — отметил в комментарии «Парламентской газете» председатель союза Пётр Шелищ.
Общественники поддерживают правительственный законопроект и одновременно выступают за повышение правовой грамотности россиян — чтобы они не попадались в лапы мошенников.
Решать, какие именно данные «отдать» продавцу или поставщику услуги, должен только сам покупатель, в этом случае он принимает на себя и соответствующие риски. Например, авиа- или ЖД-кассы просят указать телефон или адрес электронной почты, чтобы в случае отмены или задержки рейса оперативно предупредить пассажира. Без этого купить билет сейчас невозможно. В проездной документ записывают и паспортные данные — без них не пустят в поезд или самолёт.
«В данном случае серия и номер паспорта — обязательные данные, e-mail и телефон — избыточные, — объяснил Пётр Шелищ. — Пассажир должен иметь возможность их не сообщать, если не хочет. В этом случае шанс опоздать на рейс — его личный риск».
Точка отсечения
Повышение роли персональных данных и, соответственно, необходимость их защищать — мировой тренд. По российским законам, использовать их без согласия владельца нельзя, а в случае их обнаружения в свободном доступе гражданин вправе требовать сведения удалить.
Читайте также:
• В ЕС заявили о запуске системы цифровой идентификации граждан • Кто проконтролирует соцсети, которые контролируют россиян?
По словам автора соответствующего закона, члена Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиями и связи Антона Горелкина, документ полностью ориентирован на интересы людей. Он отметил, что «человек начнёт задумываться, прежде чем давать своё согласие на обработку персональных данных в Сети», а также сможет требовать прекратить их распространение, не доказывая, что это незаконно.
Сенатор Вячеслав Тимченко предложил создать максимальный перечень данных о потребителях, которые могут требовать продавцы товаров или поставщики услуг в разных случаях. Если гражданин заказывает в интернет-магазине продукты с доставкой на дом, потребуется только его адрес, а если это самовывоз, то и вовсе ничего сообщать не надо. При покупке автомобиля перечень предоставляемых сведений можно расширить.
«Нужно определить точку отсечения, например миллион рублей, после которой необходимо предоставление каких-то документов, данных», — отметил Тимченко.
Перечень таких данных должен быть нешироким, закрытым и храниться в защищённой базе с доступом ограниченного круга лиц.