Нарушителям правил парковки в регионах придётся заплатить штраф
ГИБДД обяжут передавать на местный уровень персональные данные автомобилистов
Муниципальные власти получат доступ к персональным данным автовладельцев из базы ГИБДД, чтобы безошибочно выписывать штрафы за неправильную парковку. При этом запрашивать информацию о гражданах в других госорганах они не смогут. Такие нормы содержит закон, который 26 февраля одобрил Совет Федерации. Авторы документа — экс-сенаторы Людмила Бокова, Дмитрий Азаров и глава Комитета палаты по экономполитике Андрей Кутепов неоднократно подчёркивали, что в некоторых регионах эта практика уже введена и пора её выносить на федеральный уровень.
От наказания будет не скрыться
Усовершенствовать порядок, по которому водителей привлекают за нарушения, предусмотренные региональными законами, парламентарии предложили ещё в 2018 году. Например, за стоянку в неположенных местах или на неоплаченной уличной парковке. Сейчас протоколы по таким нарушениям составляют специальные органы или должностные лица органов местного самоуправления. Доказательством по делам обычно становится фото- или видеосъёмка дорожных камер. Однако у чиновников нет доступа к базе автовладельцев, которую ведёт ГИБДД, а сведения из неё разрешается раскрывать лишь по запросам федеральных или региональных органов исполнительной власти. Процесс растягивается во времени, а нарушители часто остаются безнаказанными.
Только по фактам неоплаты парковки в Екатеринбурге, Курске, Краснодаре, Красноярске, Ростове-на-Дону, Ставрополе, а также в Санкт-Петербурге местным властям приходится направлять в ГИБДД по тысяче письменных запросов в сутки, чтобы установить автовладельца-нарушителя.
Как рассказал Андрей Кутепов на заседании Совета Федерации, чаще всего нарушаются процессуальные сроки, как следствие — должностные лица должны прекращать производства. «В Санкт -Петербурге только за первые два месяца 2020 года не смогли привлечь нарушителей в более чем трёх тысячах случаев», — отметил сенатор.
Закон вносит изменения в статьи 26.10 и 28.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Они определяют порядок передачи информации о нарушителях, а также процедуру возбуждения административного дела.
Как говорится в пояснительной записке к документу, статью 26.10 предлагается дополнить нормой, «обеспечивающей возможность получения истребованных сведений (информации) в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. А часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ — дополнить пунктом 7, согласно которому дело об административном правонарушении будет считаться возбуждённым с момента вынесения определения об истребовании сведений в соответствии со статьёй 26.10 того же кодекса.
Регионы — центру пример
Сегодня в некоторых субъектах Федерации местным законодательством установлены свои штрафы за ряд нарушений автовладельцев, в том числе за парковку на газоне и желание бесплатно оставить машину на платной парковке. Кроме того, некоторые регионы получили полномочия от ГИБДД по администрированию нарушений правил остановки и стоянки транспорта.
Но для результативности и минимальной погрешности местным властям, а точнее их службам по административному производству, необходим ещё доступ к базе данных ГИБДД о владельцах транспортных средств. Ведь нарушения выявляются камерами фотовидеофиксации в автоматическом режиме. Известен только номер автомобиля, а кого привлекать к ответственности за нарушение — непонятно. Но доступ к базе данных ГИБДД, да ещё федеральной, никто не даст. Поэтому местным органам приходится писать запросы.
При передаче полномочий по администрированию нарушений Правил дорожного движения может возникнуть колоссальное количество проблем с обжалованием неправомерных постановлений. Так считает член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Пётр Шкуматов. Он уверен, что ошибки будут использоваться для пополнения местных бюджетов. Но обжаловать их по-прежнему можно будет только по месту совершения нарушения.
«То есть нарушил водитель правила в Крыму, получил уже в Москве по почте штраф, но обжаловать его он может только в Крыму. Без реформирования этой системы обжалования передача каких-либо полномочий регионам невозможна», — объяснил правозащитник «Парламентской газете».
А первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков вообще считает, что штрафы можно собирать и без поиска персональных данных. «Есть другой способ: блокировка колёс автомобиля — и водитель сам придёт, оплатит разблокировку и возьмёт постановление о нарушении, по которому ещё заплатит и штраф», — заявил парламентарий. Он напомнил, что подобный механизм действует более чем в ста странах мира, и там проблемы допуска к персональным данным автовладельцев не возникает.
Без реформирования этой системы обжалования передача каких-либо полномочий регионам невозможна.
Кстати
Ровно год назад, в марте 2019-го, власти Москвы запустили онлайн-карту с зонами, где парковка запрещена. Их можно увидеть с помощью мобильного приложения «Помощник Москвы». Опция может быть важна для граждан, которые хранят машину во дворе, но боятся получить штраф за стоянку на газоне, границы которого не всегда понятны.
В приложении зелёным цветом обозначен газон, за парковку на котором можно получить штраф пять тысяч рублей. Красным цветом — зона запрета остановки или стоянки под знаком. Это нарушение может обойтись автомобилисту в три тысячи рублей. Оранжевым обозначен тротуар или переход, парковка на них также обойдётся в три тысячи рублей, а синим цветом — платная парковка. За желание постоять на ней, не оплатив, нужно будет отдать пять тысяч рублей.
Ещё материалы: Андрей Кутепов , Вячеслав Лысаков