Нарушителей правил парковки предложили штрафовать со скидкой
В Северной столице такая практика уже есть. Почему бы не подтянуться остальным регионам?
Скидку в 50 процентов за быструю оплату штрафа за неправильную парковку предложили распространить на все российские регионы. С таким предложением выступили в Госдуме, идею поддержали в Общественной палате РФ. Соответствующий законопроект депутаты планируют рассмотреть осенью 2024 года, узнала «Парламентская газета». Поскольку доходы от платных парковок пополняют местные бюджеты, принять свои законы на этот счет региональные заксобрания могут, не дожидаясь федерального рассмотрения, объяснили эксперты. И рассказали, кто сегодня назначает парковочные тарифы и штрафы и как их собирают.
Бывают ли штрафы случайными
С предложением ввести скидку в 50 процентов при уплате штрафа за нарушения правил парковки в Москве, если водитель уложился в двадцать дней с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, к председателю Мосгордумы Алексею Шапошникову обратился глава Комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов. Он попросил инициировать соответствующую поправку в Кодекс об административных правонарушениях Москвы, поскольку ответственность за неправильную парковку, как и парковочные тарифы, назначают именно столичные законодатели.
Штраф за неправильную парковку в Москве составляет до пяти тысяч рублей, а если машину эвакуируют, придется оплатить и время на штрафстоянке. То есть даже со скидкой штраф все равно составляет больше, чем стоимость парковки, что мотивирует водителя оставлять машину только в правильных местах и своевременно оплачивать ее пребывание там, объяснил «Парламентской газете» Ярослав Нилов. «А штраф человек может получить почти случайно: если уехал на минуту позже оплаченного времени, не заметил знака парковки для инвалидов или немного пересек границу парковки», — заключил депутат.
Не нарушай — не будешь платить
Распространить скидку по штрафам за неправильную парковку на все регионы РФ считают необходимым в Заксобрании Санкт-Петербурга, депутаты которого в конце июля внесли соответствующие поправки в КоАП. Параметры те же, что у предложения Ярослава Нилова: скидка 50 процентов при оплате в течение двадцати дней.
Правительство РФ в целом поддержало концепцию, направленную на стимулирование нарушителей к добровольной уплате штрафа, но с некоторыми замечаниями. Например, кабмину не хватило статистических данных, позволяющих оценить влияние реализации проектируемых положений на бюджеты субъектов РФ. Кабмин предложил узнать позицию самих регионов по этому вопросу. Как только отзывы придут, депутаты будут готовы рассмотреть законопроект — скорее всего, это произойдет осенью 2024 года, сообщил депутат Нилов.
Но даже не дожидаясь вступления в силу федеральной нормы, региональные парламентарии могут утвердить скидки. Нужны ли они в столице, вопрос дискуссионный, считает председатель Комиссии Мосгордумы по госстроительству и местному самоуправлению Александр Козлов. Платные парковки, по его словам, упорядочили движение в городе, а достаточно высокие штрафы и перспектива эвакуации дисциплинируют водителей. «Процесс оплаты парковки сейчас максимально простой — все делается в пару кликов через приложение, — сказал «Парламентской газете» депутат. — Лучше не нарушать правила, чтобы не пришлось платить штраф, хоть со скидкой, хоть без».
Практика скидок за быструю оплату штрафов хорошо зарекомендовала себя на федеральном уровне, поэтому у поправок относительно платных парковок есть неплохие перспективы быть принятыми уже до конца 2024 года, считает член Общественной палаты РФ Александр Холодов. «В рамках инициативы о народных ПДД мы получили много предложений, как улучшить ситуацию с парковками, — сказал он «Парламентской газете». — Они касаются разметки на остановках общественного транспорта, трактовки знака «Остановка запрещена» и другого».
Платная парковка — не для прибыли
В населенных пунктах, где есть платные парковки, тарифы на пользование ими устанавливают местные власти. В центре Москвы, например, есть места и по 600 рублей за час, в то время как запарковаться в Курске получится за 30 рублей. Эти цифры чиновники и депутаты должны брать не из головы — в 2023 году Минтранс утвердил рекомендации по определению размера платы за использование парковок. Нужно учитывать все парковки, назначение, заполняемость, тип размещаемого транспорта и продолжительность парковочной сессии. Предусмотрены повышающие и понижающие коэффициенты.
При расчете начального размера платы учитывается величина среднедушевого дохода в регионе, а также статданные о готовности платить за парковку. На парковках с уже установленной платой рекомендовано поддерживать уровень заполняемости от 70 до 85 процентов. Пересматривать цену можно не чаще раза в месяц с шагом в пять рублей.
Отдельным пунктом Минтранс напомнил регионам, что «приоритетными целями введения платы за пользование парковочными местами являются не извлечение прибыли, а обеспечение доступности территорий и повышение эффективности организации дорожного движения». В июне парламентарии приняли закон, дающий регионам полномочия разрабатывать и утверждать документы по организации дорожного движения.
Транспортные схемы по новому закону нужно согласовывать с МВД, что, как считается, не позволит местным чиновникам уходить в самоволку. Меж тем 6 августа в Госдуму поступила очередная инициатива: депутаты от «Новых людей» предложили ввести мораторий на рост парковочных тарифов до конца 2026 года.
Читайте также:
• В Госдуму внесут законопроект о моратории на повышение платы за парковку
Ещё материалы: Ярослав Нилов, Алексей Шапошников