Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Народов малых не бывает

Если рассматривать человечество как восхитительно прекрасный ковер из наций, то одной из ярких красок на нем будут коренные народы. Древние римляне называли их аборигенами, греки — автохтонами.

02.08.2016 15:56

Автор: Людмила Глазкова

Народов малых не бывает
 

Кто они? Это народы, которые ощущают историческую связь с территорией их проживания, имеющие свой язык, обычаи, традиционные занятия. Общая их численность оценивается в 370 миллионов человек, живущих в 70 с лишним странах

НЕПОВТОРИМАЯ КРАСКА В МНОГОЦВЕТЬЕ МИРА

Памятная дата, отмечающая их роль в мировом сообществе, уста­новлена Генассамблеей ООН в 1995 году. Это повод подчеркнуть важ­ность вклада коренных народов в процесс поиска долгосрочных ре­шений проблем развития, управле­ния природными ресурсами и адап­тации человека к условиям жизни на нашей планете. И еще это воз­можность отдать дань уважения их борьбе за сохранение собственной культуры и тем усилиям, которые они предпринимают, чтобы вписать ее в стремительно развивающийся современный мир.

316 тысяч представителей 47 коренных малочисленных народов насчитывалось в России на 2015 год в 28 субъектах РФ
В международную повестку те­ма впервые вошла только в 1970-е годы, когда Подкомиссия ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств иниции­ровала исследование по вопросу о дискриминации коренных наро­дов. Последняя в немалой степени питалась высокомерными прогрессистскими взглядами западной со­циологии относительно существо­вания «продвинутых» и «отставших» в историческом развитии этносов. Двенадцать лет спустя появи­лась профильная рабочая группа, а в 1994 году ООН объявила Между­народное десятилетие коренных народов мира, потом пролонгиро­ванное в 2004 году. Возник Посто­янный форум, принята Декларация о правах коренных народов. Защита и развитие их прав и культуры, по­ощрение языков и знаний, содей­ствие раскрытию собственного по­тенциала стало неотъемлемой ча­стью политики для всех государств и народов.

Надо признать, что в россий­ском массовом сознании тема коренных народов отразилась до­вольно странно. Мы мало что знали о «своих», тех, кто близко, и много о чужих. Людях из племен чероки, навахо, апачей, команчей, ирокезов, сиу… Романтические образы муже­ственных защитников собственной земли, предпочитающих умереть, но не отступить перед беспощадным противником, помнятся всем, кто читал Фенимора Купера, Ва­шингтона Ирвинга, Джеймса Кервуда и Майн Рида. Не советская пропаганда, а именно произведения западных писателей — американцев и англичан сформировали у нас представление об уничтожении индейских племен на территории США пришедшими туда белыми пионерами-колонистами.

Коренные народы

Значительно меньше известна в нашей стране книга «Схороните мое сердце у Вундед-Ни», вышедшая в США в 70-е годы прошлого века. Ее автор — Ди Браун, американец индейского происхождения, расска­зывает о самой безжалостной ста­дии индейского геноцида 1860-1890 годов, так называемом «индиан ремувэл» («индейское перемещение»). Когда на берега Северной Америки ступила нога европейца, числен­ность аборигенов на территории будущих США составляла от 2 до 12 (точная цифра неизвестна) миллио­нов человек, а к началу ХХ столе­тия, когда цивилизаторы загнали их в резервации, упала до 237 тысяч.

Идея концентрационных лагерей не была «оригинальной идеей» Гит­лера, заявляет Джон Толанд, удосто­енный в США за двухтомную био­графию «фюрера» Пулитцеровской премии. Глава Третьего рейха был вдохновлен системой лагерей для индейцев на Диком Западе и для бу­ров в Южной Африке. Не так давно власти Америки извинились перед потомками коренного населения за «насилие и пренебрежение», но между тем и сегодня, по свидетель­ству российского этнолога Валерия Тишкова, большинство индейцев за­нимают низшие ступеньки на аме­риканской социальной лестнице.

МАЯТНИК РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

В России, чем она имеет полное право гордиться, отношение к ко­ренным малочисленным народам (КМН) во все времена было совер­шенно иным, чем у белого западного колонизатора. Они рассматрива­лись не как конкуренты, которых нужно устранить, чтобы овладеть их землей и другими ресурсами, а как подданные царя, платившие дань — ясак. С развитием крепост­ничества и «монетизации» налого­обложения в XVIII веке началась правовая, социальная и религиоз­ная ассимиляция народов Севера. Она закончилась провалом, так как численность коренного населения стала падать. Маятник политики шагнул в другую сторону. Выдаю­щийся деятель русского просвеще­ния Михаил Сперанский впервые законодательно связал проблемы выживания популяции абориге­нов и сохранения среды их оби­тания.

Он разработал в 1822 году Устав об управлении инородцами, главным принципом которого провозглаша­лась политика невмешательства и консервации их традиционного об­раза жизни. Документ заложил систе­му взаимоотношений госвласти и ко­ренных народов на основе признания их самобытности, учета исторических и этнических особенностей. Его кон­цепцию продолжило спустя 70 лет Положение об инородцах, едва ли не первая в мире попытка создания ино­родческого права.

Идеализировать дореволюцион­ную политику, конечно, не стоит. Недостаточность мер воздей­ствия со стороны государства на эти группы населения к концу того же века опять привела к «эконо­мической беспомощности» и вымиранию, «по крайней мере, сибирских инородцев и самоедов» (ненцев и других представителей северных этносов), зафиксировал словарь Брокгауза и Ефрона.

Хотя новая, советская власть утверждалась на Северах не столь благостно, как показано в замеча­тельном фильме «Начальник Чу­котки» (таким искажением действи­тельности, по слухам, был недоволен хороший чукотский писатель Юрий Рытхеу), тем не менее ее вклад в со­циально-экономическое и культур­ное развитие коренных народов неоспорим. С 1924 года по тундре стали разъезжать невиданные пре­жде медицинские отряды Красного Креста. Коренные народы были вы­делены в особую группу. Закрепив­шиеся за ними с царских времен наименования ясачных инородцев, туземцев, племен, населяющих северные окраины, сменились назва­нием «малые народности Севера».

Благодаря этой политике блага цивилизации дошли до юрты, улуч­шились жилищные условия, возник­ли транспортная инфраструктура, система медицинского обслужи­вания и школьного образования. Представители многих народов стали читать и даже печататься на национальных языках, появилась национальная интеллигенция. Ин­тегральным показателем стал при­рост населения. По поводу необхо­димости обучения детей оленеводов в специальных интернатах спорят до сих пор. Правильно ли отрывать их от родителей? Ведь тогда они не перенимают накопленные веками навыки и обычаи и не стремятся до­мой. А вернувшись, не в состоянии прижиться. Но, с другой стороны, разве они не должны получить те же возможности, что и другие дети?

КАК СОВМЕСТИТЬ МОДЕРНИЗАЦИЮ И ТРАДИЦИИ?

Возможна ли полная интеграция коренных этносов и модернизация их образа жизни при сохранении традиционного бытового уклада? Тот, кто найдет правильное реше­ние этого вопроса, получит Нобе­левскую премию.

Коррозия традиционного поряд­ка началась в середине прошлого века с промышленным освоением северных территорий. Это толь­ко на поверхностный взгляд здесь практически ничего не изменилось. Те же занятия оленеводством, ры­боловством, морским зверобойным промыслом, сбором дикорастущего сырья и другими этносохраняющими видами хоздеятельности.

В ряде случаев происходит пол­ная утрата территорий и акваторий, на которых и за счет которых жи­ли поколения предков нынешних жителей. Изымаются значительные площади оленьих пастбищ и охот­ничьих угодий. Часть используемых прежде для промыслов рек и водо­емов теряет свое хозяйственное значение. Кризис в традиционных отраслях обостряет социальные проблемы: снижается уровень жиз­ни, растет безработица, развивается целый ряд заболеваний и патоло­гий. Все меняется, кроме сложных природно-климатических условий.

документ Михаила Сперанского актуален и сегодня

В России на 2015 год в 28 субъ­ектах РФ насчитывалось 316 тысяч представителей 47 КМН. Ими бы­ли признаны те, кто проживал на территориях своих предков, самоидентифицировал себя как отдель­ный этнос с численностью менее 50 тысяч человек. В их составе преоб­ладает 42 народа Севера, Сибири и Дальнего Востока России.

- Сегодня самая главная задача государства — это исполнение за­конов, регламентирующих природо­пользование и условия для нормаль­ной жизнедеятельности КМН, — счи­тает первый зампред Комитета Гос­думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Вос­тока Валентина Пивненко. — Вторая задача — неукоснительное выполне­ние принятой профильной госпрограммы. Она нацелена на развитие территорий компактного прожива­ния коренных народов, помощь в создании объектов инфраструктуры и экономики в интересах обеспече­ния занятости. Составной ее частью является поддержка традиционных культур, образа жизни, ремесел и промыслов, издание учебников и изучение родных языков.

В господдержке нуждаются ос­новные виды деятельности КМН Севера, Сибири и Дальнего Восто­ка — оленеводство и рыболовство. По первой отрасли речь идет о вы­делении субсидий на развитие и помощь в создании переработки ее продукции на месте. Это дешевле и выгоднее и для государства, и са­мих территорий.

Выражаю большое сочувствие оленеводам Ямала, которых настиг­ла в конце июля беда — массовый падеж оленей в тундре, предпо­ложительно от сибирской язвы. Я просто не припомню такой ката­строфы. Эксперты назовут причи­ны, но они, в том числе, могут быть связаны с состоянием ветеринарии. Случившееся касается не только жителей полуострова, но и всех се­верных народов, потому что олени границ не знают и кочуют из реги­она в регион.

Проблема принятия за­кона о северном олене­водстве стоит много лет.

На мой взгляд, он имеет прежде всего не экономи­ческую, а моральную со­ставляющую — публичную оценку труда людей, кото­рые им занимаются, и га­рантии дальнейшей заботы государства.

За прошедшие четверть века очень много сделано для того, чтобы отразить в законодательстве права коренных народов.

Три федеральных за­кона — о гарантиях прав КМН, об общих принципах организации общин КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока и о территориях традиционного природо­пользования КМН Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока закрепили их права в области традиционного природопользования, со­хранения самобытной культуры, промыслов, за­щиты исконной среды обитания, использования биоресурсов.

МИССИЯ ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО У БОЛЬШОГО ЭТНОСА

В 2015 году началась под­готовка законопроекта об Арктической зоне РФ, в ко­тором предусматривается сохранение мер социаль­ной поддержки населения аркти­ческих регионов. Владимир Путин поставил задачу при рассмотрении арктической стратегии уделить осо­бое внимание мерам по сохранению и расширению возможностей для ведения традиционного образа су­ществования малочисленных наро­дов и повышению уровня его жизни.

Курирует всю проблематику КМН созданное в прошлом году Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). На ре­гиональном уровне эффективным инструментом является институт уполномоченного по правам КМН.

«Проблем хватает, — рассказыва­ет президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, депу­тат Госдумы Григорий Ледков. — Очень часто из-за несовершенства законодательной базы и бюрокра­тизма люди не могут в полной мере воспользоваться своими правами. У коренных народов в принципе нет понятия собственности земли, мы просим лишь право безвозмездного пользования. Сейчас надо за все платить: рыбопромысло­вые и охотничьи участки, ли­цензии и так далее. Это в об­щих интересах страны. Ведь лучших охранников, эколо­гов, природопользователей, чем коренные народы, — не сыскать. Именно на наших территориях до сих пор со­хранились краснокнижные животные и растения».

Депутат Госдумы вы­ступает за возвращение в паспорт графы «нацио­нальность». Ею во многом определялась жизнь ненца или эвенка, объясняет он, а сейчас принадлежность к коренным малочислен­ным народам очень трудно доказать. Нужен правовой механизм создания и функ­ционирования территорий традиционного природо­пользования, их управления и контроля.

На федеральном уровне до сих пор не существует право­вых актов, обязывающих проводить этнологическую экспертизу промышленных проектов и устанавливающих порядок возмещения компа­ниями убытков, причиненных их деятельностью.

Эти пожелания опять же упираются в вопрос инте­грации ценностей минувшего и настоящего времени, ценностей отдельных этно­сов и стратегии развития государства. Очень трудно их со­вместить.

День коренных малочисленных народов — не та дата, когда мы долж­ны упиваться достигнутыми успеха­ми и танцами этнографических кол­лективов в экзотических националь­ных костюмах. Главное — привлечь внимание к нерешенным проблемам. Они есть, они будут. От этого никуда не деться, потому что развитие про­должается. И всем народам разного численного калибра, и государству надо уметь слышать друг друга.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 10524