Налогов станет больше, а нагрузки на бизнес — меньше
Для снижения парафискального давления на предпринимателей Минфин собирается перевести часть неналоговых платежей в налоговое поле
Включение в Налоговый кодекс пяти новых глав — об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог, налоге с операторов связи и о гостиничном сборе создаст для бизнесменов единые и понятные условия, которые пока зависят исключительно от решений местных властей, не всегда согласующихся с государственной повесткой. Кроме того, законопроект, который Минфин разместил для общественного обсуждения на портале проектов правовых актов 1 апреля, по мнению парламентариев, поспособствует созданию доверительных отношений между государством и налогоплательщиками, а в конечном счёте, более активному вовлечению в правовое поле предпринимателей, которые пока ещё побаиваются выйти из тени из-за противоречий в фискальной политике.
Неконтролируемых платежей быть не должно
По данным Торгово-промышленной палаты, ежегодный размер неналоговых платежей, обязанность по уплате которых устанавливается не налоговым законодательством, а разнообразными постановлениями и местечковыми решениями, достигает сегодня одного процента ВВП, то есть более одного триллиона рублей. По оценкам экспертов, такой объём парафискальных платежей, который не регулируется единым законом, сводит на нет все усилия федерального центра по созданию комфортных условий для ведения бизнеса в стране.
Всевозможные сборы за регистрацию, за право воспользоваться различными реестрами, патентные пошлины и прочие платежи, которые вводят направо и налево власти на местах без учёта государственных интересов, отпугивают предпринимателей и, по сути, загоняют в тень, считает председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин.
«Противоестественная ситуация. С одной стороны, государство призывает к высокой социальной ответственности бизнеса, платить взносы в ПФР, ФОМС и социальный фонд, а с другой - мы не можем справиться с бесконечно растущим перечнем неналоговых платежей», — пояснил сенатор «Парламентской газете» сегодняшнюю ситуацию с неконтролируемым валом дополнительной фискальной нагрузки на предпринимателей.
Сергей Рябухин расценивает предложенный Минфином законопроект как первый шаг на пути к полному освобождению предпринимателей от существенной части проблем, связанных с обязательными неналоговыми платежами.
«Нельзя, чтобы фискальные вопросы находились за пределами налогового законодательства на уровне каких-то региональных решений. Должна быть единая налоговая система, единый Налоговый кодекс и единый кодифицированный перечень налогов. Если этого нет, то это почва для злоупотреблений», — отметил он.
Парламентарий напомнил, что идея кодификации парафискальных налогов впервые родилась в Совете Федерации - семь лет назад её сформулировал в виде законопроекта ныне покойный сенатор Вячеслав Новиков. Документ тогда не был поддержан, но импульс, посланный из палаты регионов, в Правительстве был истолкован правильно.
Нельзя, чтобы фискальные вопросы находились за пределами налогового законодательства на уровне каких-то региональных решений.
В то же время сенатор отмечает, что хоть бюрократическая волокита, шлейфом тянущаяся вслед нерегламентированным сборами, и сдерживает сегодня развитие среднего и малого бизнеса, «очень важно не перегнуть палку». «Чтобы эти налоги не стали каким-то инструментом давления для реального сектора экономики. Тема очень чувствительная. Здесь надо проводить все аккуратно», — предостерёг Рябухин.
Что конкретно предлагает Минфин
В самом Минфине рассчитывают, что перевод части неналоговых платежей в сферу ответственности Налогового кодекса обеспечит полную предсказуемость и прозрачность платежей и не допустит роста нагрузки на бизнес, что напрямую согласуется с поставленной Президентом России задачей по сокращению избыточного государственного регулирования.
В частности, поправки устанавливают экологический налог. Его целесообразность обосновывается необходимостью финансового обеспечения государственных экологических программ, которые сегодня насыщаются в большинстве своём за счёт федерального бюджета.
В свою очередь утилизационный сбор вводится в налоговую систему взамен существующих в настоящее время экологического и утилизационного платежей, а сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования должен заменить действующую плату в счёт возмещения вреда, который причиняют магистралям грузовики с максимально разрешённой массой свыше 12 тонн.
«Для собственников фур ставка сбора устанавливается в размере 3,73 рубля на один километр пути, пройденного транспортным средством по автомобильным дорогам федерального значения общего пользования, которая подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Новой главой в кодекс также вводится и налог на операторов сети связи общего пользования. Ставку налога предлагается установить в размере 1,2 процента.
Также законопроектом предлагается заменить действующий на территориях Крыма, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского края курортный сбор гостиничным. Платить сбор должны будут организации и физические лица, предоставляющие гостиничные услуги, а также услуги по временному размещению и обеспечению временного проживания, — это и гостиницы, и санатории, и объекты курортного отдыха. Гостиничный сбор может быть введён в любых муниципальных образованиях и городах федерального значения после 1 января 2023 года.
Идёт проработка вопроса. Минфин ожидает конкретных предложений и замечаний со стороны бизнеса и общественных организаций.
Кроме того, документ предлагает включить в налоговое поле в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые сейчас взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений из государственных реестров или регистров. При этом в министерстве отмечают, что окончательного решения по формированию перечня платежей, которые могут быть предложены для включения в Налоговый кодекс, пока не принято.
«Идёт проработка вопроса. Минфин ожидает конкретных предложений и замечаний со стороны бизнеса и общественных организаций. В результате этой работы Минфин планирует сформировать окончательный перечень неналоговых платежей, которыми целесообразно дополнить Налоговый кодекс», — отмечают в ведомстве.
Ещё материалы: Сергей Рябухин