Михаил Пиотровский: Надо опасаться не ислама, а исламофобии
7 декабря — День Эрмитажа и День святой Екатерины, небесного покровителя музея и его основательницы — императрицы Екатерины II.
В преддверии этой даты директор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Пиотровский ответил на вопросы нашего корреспондента
-Михаил Борисович, прежде всего, поздравляем вас с избранием действительным членом РАН. Как удается найти баланс, при котором вы максимально реализуете обе свои ипостаси — ученого и администратора?
-Директор Эрмитажа обязан находить этот баланс, потому что согласно традиции и специфике музея его не может возглавлять человек, не занимающийся наукой. Это идет с момента создания Эрмитажа, а ему уже более 250 лет. Все мои предшественники занимались наукой. Был членом академии и мой отец, Борис Борисович, в течение многих лет руководивший Эрмитажем. На этом посту каждый обязан находить время для науки. Кроме того, сама работа директора музея по своей природе научно-просветительская и требует опыта играющего тренера.
-Ваша научная специализация — история ислама. Сейчас тема исламского фундаментализма
и его политического воплощения очень остра, в обществе возникают исламофобии. Скажите: надо ли нам бояться ислама?
- Ислама опасаться не надо. Бояться надо исламофобии, точно так же, как и русофобии. Последняя, как и исламофобия, рождена страхом, что Россия на всех нападет и всех уничтожит, всем навяжет свои ценности и тому подобное. Надо бояться тех, кто исповедует агрессивный радикальный ислам, превращая его в знамя своей социальной, конфессиональной, моральной, географической и прочей агрессии. Следует различать исламский фундаментализм и нормальный ислам, действуя здесь средствами просвещения. Ни христианство, ни иудаизм, ни ислам, ни буддизм в основе своей не агрессивны. Всякая религия не про то, про что политика. Она помогает человеку понять себя и сделаться лучше. Политики же любых сортов пытаются использовать человека для осуществления своих больших и мелких целей. У музеев и интеллигенции как раз одна из задач — показывать, в чем назначение религии и как ее используют совсем в других, часто корыстных целях.
-Если задача искусства — гуманизировать человека, то есть пробудить в нем самые лучшие свойства души, то как понять выбор Эрмитажем бельгийского художника Яна Фабра? Выставку, которая сейчас проходит в музее, многие называют скандальной.
-Выставка Фабра — блестящая экспозиция одного из самых знаменитых художников мира. Он относится к категории мастеров, которые разговаривают с людьми на языке эпатажа. Таких, как британский художник Дэмьен Хёрст и американец Джефф Кунс. Фабр прибегает для выражения своих мыслей к резким, непривычным для большинства средствам. Он устраивает диалог со старым искусством, показывая всем, что устоявшееся, примитивное понимание классиков, мягко говоря, не совсем верно. Он вводит нас в «лавки» фламандского живописца XVII века Франса Снейдерса, объясняя, что его изображения не просто красивые картинки. Представьте на секунду, как пахнет в лавке, где продается дичь, то есть убитые животные. «Лавки» (для непосвященных: это цикл работ Снейдерса) напоминают, что все равно смерть придет.
И в этом смысл всей голландской живописи. Когда мы увлеченно смотрим натюрморты, то в наше подсознание проникает мысль о бренности всего сущего, о том, что все, сейчас цветущее, потом обязательно уйдет… Человек всегда должен думать об этом. Свои философские максимы Фабр подчеркивает художественными приемами. Ведя диалог с Рубенсом, создает в своих картинках с помощью снимка современным фотоаппаратом эффект исчезновения картин Рубенса в каком-то тумане.
Это опять послание нам, что мы чего-то не понимаем в искусстве фламандских живописцев. Он вправе делать это, потому что сам фламандский художник. В зале Ван Дейка Фабр ставит вырезанные из благороднейшего каррарского мрамора фигуры простых людей. Они как бы созвучны фигурам аристократов, изображенных Ван Дейком. Возникает карнавальный ряд, и нам есть над чем подумать, сравнивая два типа лиц. В соцсетях особое раздражение вызывают инсталляции, где изображены мумии собаки и кошки. Многие не понимают, что это сильное средство борьбы с плохим отношением к животным. Сюсюкающая их защита уживается с жестокой реальностью, особенно в нашей стране, где животных нередко убивают и ликвидируют варварскими способами. И тут Эрмитаж абсолютно созвучен с Фабром. В ответ на всякие глупости о распятых кошках, на хэштеги «позорЭрмитажу!» мы отвечаем хэштегом «кошкизаФабра».
В 90-е годы прошлого века именно наш музей стал привечать выброшенных на улицу кошек. Чтобы спасти хотя бы часть их, а не потому, что они что-то охраняют от крыс…
Фото Антона Новодережкина/ТАСС
-За частным вопросом о Фабре вы видите отношение публики к современному искусству? И когда его квалифицируют как пощечину общественному вкусу, речь идет о простом непонимании?
-Мы столкнулись с необходимостью просвещать людей. Как в случае с исламофобией, так и здесь — с эрмитажефобией. Наверное, где-то и наша вина. Слишком понадеялись на то, что люди сами поймут. Это хороший урок. Отсюда вывод: музей должен больше просвещать. Мы, во-первых, начали контратаку в соцсетях, во-вторых, у нас идут постоянные встречи с настоящими защитниками животных, организуются лекции, экскурсии.
-Почему бы не предварять такие выставки информационной кампанией?
-Она была. Подозреваю, что кому-то не понравился как раз ее масштаб. Только поймите, насильно просвещать нельзя, люди должны сами этого хотеть. Народ приучили к поп-музыке и другим жанрам масскультуры, где все легко и понятно. А настоящее искусство сложно! Скандал вокруг выставки Фабра показывает, что никто из возмущающихся не понимает не только современного, но и старого, классического, искусства. Надо больше книжек читать.
-Вы недавно вернулись из командировки на Ближний Восток. Что вы там увидели?
-Гибнут не только люди, но и уничтожаются сокровища мировой культуры. Наш музей и Санкт- Петербургский международный культурный форум в прошлом году потребовали применения силы для защиты культурных ценностей. Я горжусь тем, что российские ВВС помогли вернуть миру Пальмиру. Надо только не забывать, что война боевиков ИГ — это увеличенное искажение, извращение и явление того же порядка, когда человек кидается на какие-то непонравившиеся ему экспонаты выставок под предлогом, что они оскорбляют его чувства. Нельзя это делать, нельзя уничтожать или запрещать всё, что не нарушает закон. Я рад, что сейчас готовятся изменения в законодательство, которое будет еще строже карать за вандализм и варварство по отношению к произведениям искусства. Я благодарен Говорухину, он поднял вопрос, родившийся из реальных нападений на выставки.
-В работе музеев что-то кардинально изменилось по сравнению с советским периодом?
-Ничего. Задачи музеев вечны и находятся выше смены политических режимов. Разве что больше времени и усилий уходит на поиски денег. Сейчас принято всё оценивать по рейтинговой системе. Эрмитаж в самых разных рейтингах находится на первых местах. Его называют и лучшим музеем России, Европы, мира, самым романтичным на земле местом, одной из десяти достопримечательностей, которые нужно посетить в этой жизни. В прошлом году эрмитажный инстаграм вошел в пятерку лучших инстаграмов и т.п. И это потому, что он один из наиболее динамичных музеев планеты. Это образец того, как должна действовать и наша «мягкая» и «немягкая» сила.
-Тема отношений Русской православной церкви и музеев по- прежнему актуальна. Несколько лет назад вы выступили против передачи фондов российских музеев в пользу РПЦ, на чем она настаивает. Далеко ли до консенсуса?
Доспехи воина на выставке в Эрмитаже «Во дворцах и шатрах: Исламский мир от Китая до Европы»
Фото ИНТЕРПРЕСС |
-Противостояния Церкви и музеев нет. Есть попытка стравить разные сферы культуры, за которой стоят некоторые активисты гражданского общества и Церкви. Причем общество и СМИ иногда принимают чье-то частное мнение за официальную позицию РПЦ. Вот свежий эпизод. Один церковный деятель выразил неудовольствие выставкой Фабра. А вся печать публикует это под заголовками: «Русская православная церковь осудила Фабра». Однако ни РПЦ, ни Петербургская митрополия официальных заявлений не делали. Помимо СМИ, у нас есть другие каналы для обсуждения тех или иных вопросов.
Мы очень внимательно относимся к вещам, которые могут как-то задеть Церковь или оскорбить ее догматы. Есть постоянный диалог, непростой, но уважительный. Залогом его продолжения является как раз фигура патриарха Кирилла, призванная и способная, считаю, обеспечить примирение в обществе. Недавно состоялась его встреча с директорами музеев, где мы наметили «дорожную карту» обсуждения острых вопросов, волнующих культуру и Церковь. Так что ни о каком противостоянии речь не идет, просто у нас в обществе хватает тех, кто мечтает о непрерывной турбулентности.
-Как вы восприняли перенос доски Маннергейма в музей Царского Села?
-Много лет назад мы делали выставку о нем. Не обошлось без споров, но тогда было нормальное время, когда люди считали возможными и выставку о Карле XII, и о Маннергейме. Можно было открыть гостиницу «Маннергейм», которая, кстати, до сих пор существует. Сейчас происходит взрыв нетерпимости, даже ненависти в обществе, которые мы должны как-то нивелировать. Слишком много людей стали обижаться непонятно на что.
-Может, это следствие общего падения культуры?
-Это общее падение уровня знаний и желания размышлять о сложных вещах. Очень просто: Маннергейм — черный, Колчак — белый, но на самом деле — черный. Слава богу, все фигуры русской истории — сложные. И отношения между людьми должны быть сложными, а не так, чтобы: это запретить, это уничтожить, облить, сбить, сломать… Лучше постоять и подумать.
-Вас радуют «очереди на выставку Серова» и «ночи в музеях»?
-Ну, хорошо, что люди приходят в музеи. Очередь на выставку — замечательно. Правда, странно, почему вдруг сегодня, а не вчера? Серов-то, замечательный художник, выставлен всегда. Ну пусть так. Все очнулись, что-то побудило людей пойти посмотреть Серова. «Ночи в музее» — тоже неплохо. Но тут важно, чтобы музеи не превращались в часть ночной жизни мегаполисов, которой живет определенная категория людей. Чтобы это не превращалось в развлечение до или после ночного бара. Хотя… всякий способ приводить в музей тех, кто туда обычно не заглядывает, — дело хорошее. Даже если пьяный посмотрел на картину, у него что-то останется в душе.
-Как вы оцениваете сегодняшнее состояние музейной сферы России?
-Она одна из лучших в мире. И Эрмитаж, и все другие отечественные музеи находятся на высших ступенях развития музейных технологий как в смысле самой деятельности учреждения, так и пропаганды искусства. Музеи России — пример для всего остального, что делается в стране. Когда в 90-х годах все обрушилось, развалилось и музеи остались без денег, под страшной угрозой уничтожения и разворовывания, они оказались единственными государственными структурами, которые удалось спасти от разграбления. Последующие громадные проверки показали, что весь музейный фонд страны, за мизерными исключениями, сохранен силами музейщиков. Они нашли и смогли использовать возможности законодательства для существования внебюджетных фондов, благодаря чему хранилища культуры уцелели и продолжали развиваться при минимальной поддержке государства. Музеи показали способность выживать. Они резко повысили свою социальную роль в обществе и стали образцом того, какой должна быть хорошая экономика, социальная сфера и политика.
-Вы приветствуете поправки в законодательство с целью ужесточения наказания за осквернение произведения искусства. А есть ли у музейщиков нужда в других законодательных решениях?
-Конечно, неплохо изменить все нормативные акты, регулирующие конкурсы и госзаказы. Они какие-то коммерческие и взяткоемкие. Еще одно пожелание депутатам. Осторожнее занимайтесь законами, связанными с культурой. Избегайте в них запретительного тона, командности. Желательно создавать условия для того, чтобы расцветали все цветы. Культура, которая сегодня пусть даже не принимается большинством, через сто лет может составить нашу национальную гордость. Как, например, сегодня советский андеграунд. Законы призваны оберегать творчество всякого рода. И мы очень активно боремся за это.
Фото ИНТЕРПРЕСС