На страже норм Основного закона
12 июля 1991 года законом РСФСР был создан республиканский Конституционный суд
Днём рождения Конституционного суда РФ считается 12 июля 1991 года, хотя идея создания специализированного органа появилась за несколько лет до этого. Почему именно эта дата считается датой основания «стража Основного закона», чем он занимается и какие дела рассматривает?
Драматичное рождение
Идея создания специализированного органа — Комитета конституционного надзора СССР (ККН), который нёс ответственность за соблюдение Основного закона страны, принадлежит Михаилу Горбачёву. Она была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР внесли изменения и дополнения. Так, в частности, они устанавливали, что комитет будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов, в его состав войдут представители от каждой из 15 союзных республик, а избираться комитет будет Съездом народных депутатов СССР.
Первое же упоминание непосредственно о Конституционном суде появилось в Конституции РСФСР 15 декабря 1990 года. В поправке, которая была одобрена Вторым съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон приняли не сразу, а только 12 июля 1991 года, в конце октября 1991 года по представлению вновь избранного председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда.
Многие юристы Днём рождения Конституционного суда считают 30 октября 1991 года, когда состоялось первое рабочее совещание Конституционного суда РСФСР. При этом часть из них готовы признать, что точкой отсчёта может быть и 14 января 1992 года — день первого заседания новоиспечённого суда. Тогда он рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.
Конституционный суд признал этот указ не соответствующим Конституции и указал на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.
Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким стало о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил её вне закона. В рамках этого же дела Конституционный суд проверял конституционность самих партий — КПСС и КП РСФСР. Многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооценённым и непонятым. Конституционный суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Также судьи указали на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение в организацию людей с теми или иными убеждениями.
И наконец, решением, повлекшим за собой самые драматические последствия, было то, которым Конституционный суд признал противоречащим Конституции Указ Президента №1400 о роспуске Съезда народных депутатов. 7 октября 1993 года президент Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного суда. А 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ, статья 125 которой заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. Располагается он в Санкт-Петербурге.
Чем занимается Конституционный суд?
В функции суда входит проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций и уставов регионов, договоров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, а также международных договоров РФ (ещё не вступивших в силу).
Помимо этого, судьи Конституционного суда, которых всего 19, занимаются разрешением споров о компетенции между различными органами государственной власти и регионами, толкуют действующую Конституцию по запросу президента, Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации и органов законодательной власти регионов. Также КС принимает участие в процедуре отрешения от должности президента - импичменте.
Судьёй Конституционного суда может быть назначен гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Решение Конституционного суда — нормативный акт прямого действия, который стоит выше любого федерального закона и не подлежит обжалованию.
За время своего существования Конституционный суд принял несколько тысяч постановлений и определений. Подавляющее большинство этих документов было вынесено по жалобам граждан и организаций. Реже — по запросам судов, и совсем редко - по запросам депутатов Госдумы и региональных парламентов.
Интересно, что Конституционный суд иногда фактически вводит новые нормы права. Например, в Постановлении от 17 февраля 2015 года КС прописал, что не допускается проведение повторной прокурорской проверки в отношении некоммерческой организации по тем же фактам, что были в первоначальной проверке.
Бывает, что Конституционный суд предписывает власти изменить законы и порой жёстко ограничивает срок устранения выявленных нарушений в законодательстве. Например, в Постановлении от 11 декабря 2014 года Конституционный суд обязал федерального законодателя в течение шести месяцев внести определённые изменения в статью 159,4 УК РФ — «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». При этом суд установил, что «если по истечении шестимесячного срока со дня провозглашения настоящего Постановления федеральный законодатель не внесёт в Уголовный кодекс Российской Федерации надлежащие изменения, статья 159,4 данного Кодекса утрачивает силу».
Важно, что решение Конституционного суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Если на ранее проверенную норму права поступают новые жалобы, то Конституционный суд отказывается принимать их к рассмотрению со ссылкой на ранее вынесенное определение или постановление.
Решение Конституционного суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.
Принятие судом постановления, признающего какой-то закон или иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями.
Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на её заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного суда РФ.
Когда россияне познакомились с Конституцией РФ?
- 38% — во время обучения в вузе;
- 30% — во время учёбы в школе;
- 23% — по собственной инициативе;
- 15% — по работе.
Какие нормы Конституции россияне считают самыми важными?
- 49% — право на охрану здоровья;
- 45% — право на образование;
- 40% — право на труд.
(ВЦИОМ, ноябрь-декабрь 2018)
Затем в стране произошли изменения, и в Конституции РФ 1993 года было уже записано, что необходимо создать Конституционный суд Российской Федерации — орган, который должен следить за соответствием всех нормативных актов Основному закону. Для меня точкой отсчёта работы российского Конституционного суда является именно упоминание о нём в Конституции, а даже не закон 1994 года об учреждении суда или его первое заседание. Считаю, что за 25 лет Конституционный суд пережил большую эволюцию и сейчас у него постоянная ниша, налажена основательная работа.
Что касается конституционных (уставных) судов в регионах, которых осталось менее двух десятков, то нужно понимать, что они не находятся в системе Конституционного суда РФ, при этом они должны проверять местные акты на соответствие региональному Уставу или Конституции.
Почему в некоторых регионах уставные суды отменили? Потому что дел не очень много, и, бывает, что они начинают заниматься не своими вопросами. Например, рассматривать дела об экономических спорах. Тут вопрос — оставлять ли у себя конституционный (уставной) суд или нет, каждый регион решает сам, в зависимости от правовой или политической необходимости.
В целом наш и мировой опыт говорит о том, что Конституционный суд — значимый для страны орган, он следит за тем, чтобы все нормативные акты, которые выпускаются в стране, соответствовали Конституции.
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, полномочный представитель Совфеда в Конституционном суде РФ Андрей Клишас:
— Эффективность деятельности Конституционного суда подтверждается тем фактом, что граждане весьма часто обращаются за защитой своих прав в высший орган конституционного контроля.
Высокий авторитет Конституционного суда способствует реализации гарантий законности и верховенства права в российской правовой действительности.
Сохранение достигнутого уровня гарантированности конституционных прав является важным направлением дальнейших преобразований. Наравне с этим актуальное значение приобретают вопросы, связанные с сохранением национальной конституционной идентичности. Известные решения Конституционного суда подтверждают его приверженность обозначенным приоритетам, а также важность создания законодателем условий для защиты и охраны конституционных ценностей.