Все о пенсиях в России

вчераНадбавки к пенсии вырастут у некоторых россиян

два дня назадПерерасчет пенсий: кто имеет право и как получить

22.04.2025Некоторые россияне получат майскую пенсию досрочно

На самокат по паспорту: что изменится в прокате самоходных гаджетов в 2025 году

Кикшеринговые компании будут знать каждого клиента в лицо

16.02.2025 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

На самокат по паспорту: что изменится в прокате самоходных гаджетов в 2025 году
  © Пелагия Тихонова / АГН Москва

Любителям погонять на электросамокатах в Москве в новом сезоне предстоит проходить идентификацию на городском портале — иначе технику в прокат они не получат. Вслед за столицей такие же правила могут ввести и другие регионы, рассказали «Парламентской газете» эксперты. На подходе — новые штрафы для лихачей на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) и обязательная регистрация всех электросамокатов.

Из Москвы и далее

В Москве в 2025 году введут новые правила аренды электросамокатов и велосипедов, чтобы не допустить возможности их использования детьми. Арендовать такой транспорт можно будет только после верификации через Mos ID, сообщил заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов в соцсети. Портал mos.ru - официальный городской сайт столицы со множеством сервисов. Зарегистрироваться там можно по номеру телефона или введя пароль сайта госуслуг, для регистрации необходимо подтвердить свою личность.

В России прорабатывают вопрос о госрегистрации электросамокатов

По правилам всех кикшеринговых компаний, пользоваться самокатами можно начиная с 18 лет, однако Правила дорожного движения не запрещают кататься подросткам и даже детям с семи лет. На это неоднократно указывали парламентарии, вносившие законопроекты о штрафах для самокатчиков и возрастных ограничениях для них. Один из таких документов находится на рассмотрении Госдумы, в 2024 году его приняли в первом чтении.

«Активно дорабатываем, готовим поправки, чтобы регулирование как можно скорее вступило в силу — уже в этом году», — рассказал «Парламентской газете» соавтор инициативы сенатор Артем Шейкин.

Артем Шейкин. © Михаил Нилов/ПГ

На необходимость дальнейшего совершенствования законодательства относительно СИМ указали в транспортном комитете Госдумы. «Поддерживаем инициативу Москвы, у городских властей большой опыт регулирования этой сферы, а проблема электросамокатов здесь стоит особенно остро, — отметил первый зампред думского комитета Павел Федяев. — Посмотрим, как будет работать регистрация в пределах мегаполиса, лучшие практики, уверен, будут учтены на федеральном уровне и пригодятся всей стране».

Велокурьеров хотят выгнать с тротуаров

Регистрация водителей и техники

То, что Москва — полигон для отработки решений, которые затем будут распространены по всей стране, подтвердил нашему изданию член Общественной палаты РФ Александр Холодов.

«Порталов, сравнимых по функционалу с mos.ru, в других регионах практически нет, поэтому в столице было проще реализовать обязательную регистрацию, — сказал он. — С другой стороны, если дети каким-то образом оплачивают прокат электросамокатов, а делают это они, скорее всего, с банковских карт родителей, то и зарегистрироваться через городской сайт они смогут через их учетную запись. Не спорю, порядка добавится, но всей проблемы московская инициатива не решит».

© Тимур Ханов/ПГ

Создание единой системы идентификации пользователей — перспективное направление, уверен Артем Шейкин. Однако, по его мнению, нельзя перекладывать всю ответственность только на кикшеринговые компании. «Следить за безопасностью должны все участники дорожного движения — и пешеходы, и водители электросамокатов, и автомобилисты, — отметил он. — Поэтому считаю, что в дополнение к верификации пользователей необходимо рассмотреть вопрос о введении государственной регистрации электросамокатов. Это позволило бы систематизировать контроль за использованием  таких средств передвижения, что особенно важно в условиях их растущей популярности и увеличения количества инцидентов с их участием».

В Москве ввели обязательную верификацию через Mos ID для аренды электросамокатов

Килограммы, километры, рубли

Кикшеринговые компании готовы к реализации инициативы столичных властей — это новый этап системного развития микромобильности в городе, сказала «Парламентской газете» директор по коммуникациям Whoosh Юлия Камойлик. Авторизация через городской портал, по ее словам, позволит точнее устанавливать личность и возраст пользователей, сервисы будут передавать эту информацию властям, то есть вычислить и оштрафовать нарушителя на СИМ станет проще.

К продающимся в России электросамокатам уже предъявляют технические требования. Как и прокатная техника, они должны весить не больше 35 килограммов и разгоняться не больше 25 километров в час. Дети до 14 лет могут кататься на СИМ только на тротуарах и велодорожках, под контролем взрослых. Ездокам постарше разрешено двигаться по велополосам, а в исключительных случаях — по правой стороне дороги при соблюдении ограничений скорости.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Штраф за нарушение могут выписать по статье 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Максимальная санкция — 1,5 тысячи рублей. Что касается находящегося на рассмотрении Госдумы законопроекта, то он вводит новые составы правонарушений. За управление электросамокатом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и отказ от медицинского освидетельствования предложили штрафовать на сумму до 30 тысяч рублей. За оставление места происшествия водителем электросамоката или велосипедистом — от четырех до пяти тысяч рублей. За одновременную езду на одном самокате нескольких человек и за перевозку детей санкции могут составить до трех и пяти тысяч соответственно. 

За создание помех пешеходам на тротуаре самокатчиков и велосипедистов хотят штрафовать на сумму 2 — 2,5 тысячи рублей, а за превышение установленной скорости — на сумму от 500 до 5 тысяч рублей. За отказ пользователя СИМ остановиться по требованию полицейского ему может грозить штраф 500 — 800 рублей. 

Как связаться с ФСБ