На агрегаторы могут возложить ответственность за безопасность пассажиров такси
Новый закон о таксомоторных перевозках находится в высокой степени готовности, сообщили в Совете Федерации
Повысить прозрачность рынка перевозок и убрать с него нелегалов призван новый закон о такси, проект которого находится в высокой степени готовности, рассказали «Парламентской газете» в Совете Федерации. Цифровую трансформацию рынка пассажирских перевозок планируют обсудить на совещании в палате регионов 22 сентября с участием представителей отрасли.
Езда по правовому полю
Проект правительственного Закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси» находится в высокой степени готовности, сообщила «Парламентской газете» Ирина Рукавишникова.
«Документ может стать, без преувеличения, полноценным кодексом таксомоторных перевозок, — сказала она. — В нём должны быть закреплены основные термины, права и обязанности, мера ответственности участников перевозок».
Сенатор рассказала, что регионы планируется наделить новыми полномочиями и контрольными функциями в сфере перевозок. В частности, в региональных реестрах должна будет отражаться вся информация о легальных участниках перевозок. Это существенно повысит прозрачность рынка и безопасность поездок, считает Рукавишникова. Цифровой вид реестра сделает его доступным с любого электронного устройства.
Отдельная статья готовящегося документа устанавливает солидарную ответственность служб заказа и водителей за вред жизни, здоровью, имуществу пассажира, причинённый при перевозке легковым такси, отметила сенатор. Сейчас за это отвечает перевозчик, то есть таксопарк, и только в том случае, если таксист имеет разрешение на работу. Агрегатор оказывает лишь информационные услуги по поиску и передаче заказа.
Агрегаторы есть, закона нет
В 2019 году группа сенаторов во главе с первым вице-спикером палаты регионов Андреем Турчаком внесла в Госдуму проект закона, регулирующий рынок пассажирских автоперевозок. В нём были учтены современные реалии работы отрасли, в том числе самозанятость и цифровизация, однако профильный комитет вернул проект разработчикам.
Читайте также:
• Таксистов предложили распознавать по голосу • В такси предложили размещать QR-коды с информацией о водителе • В России может появиться дресс-код для бомбилы
В настоящее время отсутствуют чётко установленные нормы и требования к обеспечению безопасности пассажиров и качеству обслуживания в такси, считает зампредседателя Комитета Совфеда по экономической политике Валерий Васильев. По мнению сенатора, необходимо в самое ближайшее время принять закон о такси, в котором определены основные участники рынка и прописаны их права и обязанности.
«Это будет способствовать не только наведению порядка на рынке таксомоторных услуг, но и создаст условия для возникновения новых агрегаторов, что приведет к конкуренции и даже к снижению стоимости услуг», — отметил Валерий Васильев в комментарии, распространённом его пресс-службой. Кроме того, отдельные нюансы взаимоотношений на этом рынке могли бы регулироваться в рамках регионального законодательства, добавил сенатор.
Участники заседания 22 сентября планируют обсудить основные проблемы и ключевые направления развития отрасли перевозок легковым такси, роль цифровых технологий в борьбе с нелегалами, вопросы повышения безопасности услуг, а также опыт регионов по выявлению, пресечению и профилактике работы нелегальных перевозчиков. На мероприятие приглашены представители Минтранса, Минцифры, МВД, представители крупнейших служб заказа.
Агрегаторы — ключевые игроки рынка такси, считает Валерий Васильев. «Сегодня они по факту существуют, а в законодательстве такого понятия не прописано. Это явный перекос, который требует исправления и законодательного обеспечения», — сказал он.
Один из первых реестров легальных перевозчиков с полной информацией о них создан в Москве. В августе в столице заработала комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»). В ней содержатся цифровые профили водителей, которые выходят на работу каждый день. Таксисты без цифрового ID больше не получают заказы. По данным столичного департамента транспорта, в КИС «АРТ» зарегистрированы почти 102 тысячи водителей. Из них 94 процента — индивидуальные предприниматели, остальные — юридические лица. Средний возраст таксистов — 39 лет, средний стаж — 15 лет.
Согласно аналитическим данным, в утренние и вечерние часы в Москве одновременно работает 35-40 тысяч таксистов. «Такое количество водителей позволяет нам обеспечивать комфорт и удобство сервиса для пассажиров», — сказал замглавы столичного дептранса Дмитрий Пронин, его слова приводит РИА «Новости».