Этому должна способствовать новая Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ и законодательные меры, в частности, по поддержке малого и среднего бизнеса — прежде всего налоговые льготы и снижение процентных ставок за счет их бюджетного субсидирования.
ПОТЕНЦИАЛ РОСТА
В настоящее время туристическая отрасль является третьей по вкладу в мировой ВВП, опережая таких некогда признанных лидеров, как автомобильная и химическая промышленность. На эту сферу приходится более 10 процентов мирового валового национального продукта, свыше 6 процентов мировых инвестиций, здесь создано каждое 10-е рабочее место и производится 12 процентов мировых потребительских расходов. Как показывает мировая практика, выступая катализатором социально-экономического развития, туризм стимулирует 53 отрасли, в первую очередь в таких ключевых сегментах экономики, как транспорт, торговля, строительство, производство товаров народного потребления. Пока что доля туризма в ВВП России не превышает двух процентов, а годовые доходы от иностранных туристов оцениваются в сумме менее 10 миллиардов долларов.
В России туризм мог бы взять на себя роль локомотива народнохозяйственного комплекса страны, стать важнейшим фактором импортозамещения, обеспечить создание новых рабочих мест, способствовать сглаживанию региональных диспропорций. Потенциал отечественного туристического рынка невозможно переоценить. Так, по мнению зарубежных экспертов, наша страна могла бы принимать в год 70-80 миллионов зарубежных туристов, что позволило бы России ежегодно получать не менее 30 миллиардов долларов. Напомню, что в настоящее время экспорт российской военной продукции составляет около 16 миллиардов долларов, а экспорт химической продукции — 30 миллиардов долларов.
О потенциале российского рынка можно судить по следующему факту: на данный момент Китай занимает первую строчку по въездному потоку в РФ и оценивается в 1,5 миллиона туристов в год, однако на нашу страну приходится менее 1,5 процента китайских туристов.
ПРОГРАММА НУЖДАЕТСЯ В КОРРЕКЦИИ
Без целенаправленного и последовательного содействия государства рассчитывать на динамичное развитие туристического бизнеса невозможно, о чем красноречиво свидетельствует зарубежный опыт.
Сегодня основная работа по поддержке отечественной туриндустрии ведется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», в основу которой положен принцип создания туристско-рекреационных и автотуристских кластеров.
За время функционирования программы инвестировано 96 миллиардов рублей частных средств, а бюджетных средств всего 32 миллиарда. В эксплуатацию введено более 200 объектов туристской инфраструктуры и почти 100 объектов обеспечивающей инфраструктуры.
Бюджетные средства, выделенные для финансирования программы, в большинстве своем предназначены для строительства подъездных дорог, сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения. И хотя разработчики программы среди поставленных целей указывают активизацию малого и среднего бизнеса, по сути, речь идет о реализации крупных девелоперских проектов по схеме государственночастного партнерства.
В связи с этим при подготовке новой федеральной целевой программы стоит задача развивать отрасль за счет законодательных мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Их суть хорошо известна и давно испробована за рубежом — это прежде всего налоговые льготы и снижение процентных ставок за счет их бюджетного субсидирования. Сюда можно добавить и такую специфическую для России проблему, как снижение административных барьеров. Без этого малый бизнес в туризм не пойдет, учитывая, что инвестиционные проекты, реализуемые в отрасли, окупаются в течение 10-15 лет.
В ближайшей перспективе на налоговые льготы могут рассчитывать туристические предприятия, работающие на Дальнем Востоке. В настоящее время рассматривается законопроект, который разрешает освобождать от уплаты налога на прибыль объекты туристической рекреационной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа.
Что же касается других регионов, то не стоит забывать, что у субъектов Федерации уже сейчас есть право снижать налоги для предприятий, работающих по упрощенной схеме налогообложения, а к таковым относится большинство структур отрасли. К тому же регионы имеют возможность помогать турбизнесу за счет льготного налогообложения имущества и земельных участков.
ЗА СЧЕТ РАБОТОДАТЕЛЯ
Наша страна может стать еще более притягательной для зарубежных туристов Фото ТАСС
Необычные места России, которые следует посетить
КАШКУЛАКСКАЯ ПЕЩЕРА. находится в отрогах Кузнецкого Алатау в Хакасии, ее называют пещерой страха или черного дьявола. новосибирские ученые из научного центра клинической и экспериментальной медицины считают, что здесь находится мощная геопатогенная зона Земли.
|
ЛАНДШАФТНЫЙ ЗАПОВЕДНИК ДИВНОГОРЬЕ. Расположен в Лискинском районе Воронежской области. Археологические памятники IX-X вв., пещерные меловые церкви XVII в., удивительные горы-столбы дивы. |
ОЗЕРО БРОСНО. находится в Андреапольском районе Тверской области. По преданиям, идущим с XII в., здесь водится чудовище, подобное лох-несскому. глубина водоема достигает 43 м, длина — 10 км.
СОЛЕНОЕ ОЗЕРО БАСКУНЧАК. Находится в Ахтубинском районе Астраханской области, расположено в углублении соляной горы ниже уровня моря на 21 м. По сути, это российская альтернатива Мертвому морю.
|
КАМЧАТКА. На полуострове 160 вулканов, 28 из них действующие, у подножия вулкана Узон расположен самый горячий водоем на Земле. Температура воды в озере Фумарольном 50 градусов. Бьющие из земли фонтаны в долине гейзеров достигают высоты 40 м. |
ПЛАТО МАНЬ-ПУПУ-НЁР. Уникальный геологический памятник природы находится в Троицко-Печорском районе Коми, его называют уральским Стоунхенджем за разбросанные по горе огромные каменные столбы, достигающие 40 метров в высоту.
ЭПИЦЕНТР ПАДЕНИЯ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА. Из Красноярска, где стоит осмотреть фонд «Тунгусский космический феномен», туристов в тайгу доставит автобус или вертолет. до сих пор на месте можно найти мелкие остатки метеорита.
ГОРОДИЩЕ АРКАИМ. древний город находится в Челябинской области. Возник во времена строительства египетских пирамид, его называют чудом света. Ученые считают, что город стоит на необыкновенно сильном энергетическом месте планеты.
РЕКА ПЬЯНА. Самая извилистая река России, находится на юго-востоке нижегородской области. от истока до устья по прямой всего 3 км, а протяженность реки 436 км, течет вперед и назад, сворачивается кольцом.
ПОЛЮС ХОЛОДА ОЙМЯКОН. Тут зафиксирована самая низкая температура на Земле -71,2 градуса ниже нуля. но в среднем -50. добираются из якутска (700 км) местным самолетом.
|
ТВЕРСКИЕ КИЖИ. деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте в осташковском районе Тверской области, построенная в 1694 г. Высота церкви 40 метров. Это самое высокое деревянное строение в мире.
Фото ИНТЕРПРЕСС |
|
ГОРОД МЕРТВЫХ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ. Средневековый горный пантеон включает 99 наземных каменных склепов, некоторые — четырехэтажные, самые древние датируются XIV в. Это были своеобразные лазареты, куда во время эпидемий уходили люди, заболевшие чумой или холерой. |
|
Важное направление господдержки туристического рынка — стимулирование работодателей, направляющих средства на оплату отдыха сотрудников. Интересный опыт накоплен в Венгрии, где действует льготная система «Карта отдыха Сечени». По условиям этой программы компании перечисляют заработную плату на специальные банковские карты, в результате чего сотрудники получают льготную ставку налогообложения. Сэкономленные за счет этого средства держатель карты вправе потратить на свой отдых или отдых своих близких. Ежегодно этой картой оплачивается 25 процентов расходов по внутреннему туризму.
О создании в России банковского продукта с аналогичным функционалом говорить пока рано, однако уже подготовлен очень интересный законопроект, который позволяет работодателю средства, направленные им на покупку туристического продукта для своего работника, не платить из чистой прибыли, а включать в состав фонда оплаты труда. Уже сегодня работодатели ежегодно приобретают примерно 120 тысяч путевок. С введением закона прогнозируется как минимум удвоение этого показателя. С учетом коэффициента мультипликации смежных отраслей оборот отрасли вырастет как минимум на 5 миллиардов рублей. При этом работник будет самостоятельно оплачивать НДФЛ со стоимости путевки, что компенсирует выпадение налоговых поступлений.
КРУИЗ БЕЗ ВИЗ
Еще один блок вопросов господдержки туризма связан с максимальным упрощением визового режима. Очевидно, что действия в этом направлении обеспечивают значительный прирост турпотока. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Санкт-Петербурга, где уже несколько лет действует безвизовый режим для туристов, прибывших на пароме на срок не более трех суток.
Как известно, был принят закон, согласно которому вводится безвизовый въезд для зрителей ЧМ-2018 по футболу, при этом они должны будут получить «персонифицированную карту зрителя», так называемый FanID. Остальным лицам, включенным в списки ФИФА, предоставляется упрощенное и бесплатное оформление виз. Законом установлено, что во время проведения ЧМ и в течение 5 месяцев до него иностранные граждане, участвующие в мероприятиях турнира, могут пересекать границу РФ без виз, по предъявлении паспорта при условии, что они внесены в списки ФИФА.
Совет Федерации одобрил закон об упрощенном визовом порядке в свободном порту Владивосток. При этом оформление однократных обыкновенных виз с разрешенным сроком пребывания в России до восьми суток предполагает использование принципиально нового типа визы — электронного. Данный законопроект даст опыт применения электронного документооборота. Это поможет ускорить принятие и введение электронных виз для иностранных граждан, приезжающих в Россию в туристских целях.
РОССИЯ КАК БРЕНД
Наконец, еще одно важное направление, успех в котором невозможен без участия государства, — маркетинговые и информационные услуги, поддержка национального турпродукта на международном уровне.
Казалось бы, зачем Италии прилагать особые усилия для формирования привлекательного образа?
Тем не менее там активно действует Национальное агентство по туризму, перед которым поставлена цель эффективного представления страны на зарубежных рынках. Аналогичные структуры действуют в Испании, Великобритании, Австрии, Германии, Венгрии, Чехии и ряде других государств.
В нашей стране начал работу Национальный маркетинговый центр по туризму VisitRussia, который занят продвижением страны как привлекательного направления для путешествий и деловых поездок. Под эгидой центра формируется сеть туристских офисов VisitRussia. Однако кадровых и финансовых ресурсов, выделенных на эти цели, явно недостаточно.
Но дело не только в объеме финансовых затрат. Разработка бренда России должна стать составной частью развернутой маркетинговой стратегии, в ином случае эта важная работа ограничится созданием симпатичной картинки. Сегодня многие регионы пытаются самостоятельно выходить на международный туристический рынок. Само по себе стремление похвальное, однако, если подобные усилия предпринимаются вне системного подхода, принятого на федеральном уровне, вне единых стандартов и стилистики, то эти попытки принесут больше вреда, чем пользы, в деле продвижения национального бренда…
Россия имеет все предпосылки для того, чтобы стать одним из мировых лидеров туристической индустрии. Таковы и оценки Всемирной туристской организации (UNWTO). Этот оптимистический прогноз сопровожден одной весьма существенной оговоркой: «при соответствующей государственной поддержке».
Игорь Фомин
член Комитета Совета Федерации по социальной политике