МВД раскроет информацию о злостных нарушителях ПДД
С 1 июля заработает база данных, сведения из которой будут доступны каршеринговым компаниям и агрегаторам такси
В России создали систему, объединяющую информацию о людях, многократно нарушивших Правила дорожного движения. С помощью «Витрины данных ГИБДД» сотрудники Госавтоинспекции, агрегаторы такси, каршеринговые и другие компании смогут проверить, имеются ли у водителей права и насколько аккуратно они ведут себя на дороге. Злостные нарушители рискуют лишиться возможности арендовать авто, работать таксистами, водить грузовики. О запуске системы сказано в приказе МВД, опубликованном 24 июня на официальном интернет-портале правовой информации.
Доступ предоставят по заявке
Приказ МВД уточняет правила работы информационной системы Госавтоинспекции. Формировать и вести базу данных будет Главный информационно-аналитический центр МВД. В ней появятся подсистемы «Оперативная выборка данных», «Надзор ГИБДД» и «Витрина данных ГИБДД». Последнюю планируют использовать для межведомственного обмена. В частности, информация о выданных водительских удостоверениях появится в личных кабинетах граждан на госуслугах, сообщили ТАСС в пресс-центре МВД 2 июня.
«Витрина» объединит сведения обо всех злостных нарушителях ПДД — как россиянах, так и иностранцах. Они будут доступны не только МВД, но и компаниям. Чтобы получить доступ, нужно подать заявку в информационно-аналитический центр МВД, а затем пройти авторизацию. Запрос должны рассмотреть в течение пяти рабочих дней. Федеральный администратор системы имеет право заблокировать доступ предприятий к системе. Пользователи ежегодно обязаны проходить повторную регистрацию, иначе доступ прекратят.
Арендовать авто разрешат не всем
Компании, получившие доступ к информсистеме, в том числе агрегаторы такси, смогут проверить водителей, перед тем как брать на работу. А каршеринговые фирмы оценят, можно ли пускать человека за руль: есть ли у него водительские права и сколько нарушений он допустил ранее.
Каршеринг должен ограничить выдачу в аренду машин тем водителям, которые не раз совершали серьезные правонарушения, — управляли автомобилем в нетрезвом виде, были лишены прав, систематически игнорировали ПДД, считает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин.
Механизм обмена данными между ГИБДД и компаниями напоминает сенатору банковскую систему кредитных историй, когда человек обращается в банк за кредитом, а банк подключается к единой базе и узнает, какие у клиента есть долговые обязательства.
Сейчас у каршеринговых компаний отсутствует возможность проверки водителей, и с этим связан рост числа аварий с участием арендованных авто, пояснил сенатор «Парламентской газете». По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, количество таких происшествий увеличилось в 2021 году на 40 процентов. В большинстве аварий участвовали водители 20-34 лет, со стажем меньше четырех лет. 108 участников ДТП были пьяны, а 43 сели за руль без водительских прав.
Предоставление каршерингу доступа к базе данных ГИБДД о злостных нарушителях поможет исправить ситуацию, уверен Александр Башкин. «Эти компании должны знать, какие у потенциального клиента отношения с законом, дружит ли он с Правилами дорожного движения», — сказал сенатор.
Читайте также:
• Сколько стоит узаконить автотюнинг • Электрокары хотят продвинуть в массы льготами и скидками • Почему из «Жигулей» спасти пассажира легче, чем из BMW
Не допустить утечки данных
Необходимо надежно защитить сведения системы, подчеркнул Александр Башкин.
«Главное, чтобы информация «Витрины данных ГИБДД» не находилась в открытом доступе, чтобы ее не могли использовать для давления на людей и решения каких-то иных задач, кроме обеспечения безопасности дорожного движения», — отметил он.
Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов согласился, что важно не допустить утечку информации из базы. Иначе нарушение ПДД может стать критерием при найме сотрудников в компании, не имеющие отношения к управлению автомобилем. В целом эксперт поддерживает идею МВД. «У нее больше плюсов, чем минусов. Раньше невозможно было понять, как ведет себя на дороге, например, человек, который хочет устроиться на работу водителем большегруза, — сказал Шкуматов. — В итоге за руль тяжелых грузовиков садились люди, которых и за руль легковушки нельзя пускать. Если человека трижды привлекали за пьянство за рулем, ему не стоит разрешать брать автомобиль в аренду или водить грузовик».
Ещё материалы: Александр Башкин