Муж с вредными привычками по скидке: зачем идти в брачное агентство
В Госдуме призвали создать альтернативный сервис знакомств с защитой от алиментщиков и двоеженцев

Брачные агентства, чья история насчитывает почти 400 лет, предлагают отдать поиски счастья в их руки. 12 февраля, накануне Дня святого Валентина, во многих странах мира празднуют День брачных агентств. За что закрыли первое бюро знакомств, какие качества искали в избранницах женихи XIX века, почему агентства полюбились современным пенсионерам и как суды оценивают качество их услуг, рассказываем в нашем материале.
Бюро ухаживаний и встреч
Многие известные сайты онлайн-знакомств в России открылись в начале нулевых, и после этого люди стали реже обращаться в брачные агентства. По данным ВЦИОМ, в 2013 году к их услугам прибегли 6 процентов россиян, в 2015 году — 3 процента, а в 2018 году — всего один процент. Количество онлайн-романтиков, попытавших удачу на сайтах знакомств, напротив, увеличилось. В 2018 году опытом поиска второй половинки в Сети могли поделиться 19 процентов россиян, а в 2024 году — 24 процента.
Но брачные агентства работают по-прежнему, и только в одной Москве можно найти десятки подобных контор. А первая появилась в Лондоне в 1650 году под названием «Бюро ухаживаний и встреч». Ее открыл выпускник колледжа Святого Джона, английский купец Генри Робинсон. Одним из первых его клиентов стал сэр Джон Даймли, пожелавший создать семью с женщиной, которая «обладала состоянием в 300 гиней, не важно, является ли она вдовой или беременной от бывшего мужа».
Бюро просуществовало недолго. Информацию, которую предоставляли клиенты, расценили как посягательство на тайну личной жизни. Например, женщины указывали размер своего приданого, а мужчины писали в анкетах о недвижимости или доходе.
Барышни, не ленитесь
На Руси до появления брачных агентств родители молодых людей обращались за помощью к свахам. Первым прообразом агентств можно назвать специальные издания для желающих найти себе пару, которые появились в конце XIX века. В Москве издавали «Брачную газету», в Керчи — «Брачный вопрос», на Кавказе — «Кавказскую брачную газету», сообщил портал Культура.рф. Московская газета выходила тиражом более 500 тысяч экземпляров.
Один из искателей счастья писал: «А ну-ка, барышни, не ленитесь, а напишите поскорее, если желаете выйти замуж за молодого офицера с хорошим и веселым характером. Нужны лишь: доброта, жизнерадостность и изящество. Лично для себя средств не ищу, но они необходимы для вашего собственного обеспечения». Другой искал даму легкомысленную: «Мне тридцать лет, шатен, среднего роста, имею 20 тысяч годового дохода, желал бы познакомиться с хорошенькой женщиной. Бывать в театрах, прокатиться за город в лучшую московскую ночь и затем согреться за бокалом вина».
Женщины писали реже: «Молодая, красивая барышня, выйдет замуж за одинокого господина, состоятельного или пенсионера, от 60 лет».
Клуб «Кому за 40»
В советское время свахи были под запретом, и власти нашли другой путь решения проблем одиноких сердец. В 1970-х годах в советских семьях участились демографические и бытовые проблемы. На это обратила внимание пресса, следует из данных Главархива Москвы, опубликованных на портале mos.ru. Так, в журнале «Молодой коммунист» вышла статья о причинах распада семьи, о браке по любви и по расчету. В конце статьи прозвучала мысль о создании службы семьи. Отрывок этой статьи напечатала газета «Неделя».
После большого количества публикаций о семье в «Неделе» в 1977 году бюро Московского городского комитета КПСС и исполком Моссовета выпустили постановление «О состоянии и мерах по улучшению демографической обстановки и стимулированию естественного прироста населения Москвы». Был создан отдел по вопросам семьи и брака. Одной из тем заседания стали объявления о знакомстве в газетах.

19 января 1979 года Президиум Совета министров СССР принял постановление «О консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака». Начали работу службы знакомств, консультации по проблемам семьи и брака, социально-психологическая служба, телефоны доверия. Свою роль в создании новых семей сыграли и клубы «Кому за 30» и «Кому за 40», отметили специалисты Главархива.
10 тысяч за свидание
В 90-е годы в России стали появляться современные брачные агентства. Некоторые из них работают до сих пор. Обычно для подбора подходящей пары клиенту надо прийти в офис, заполнить анкету и оплатить услуги, но некоторые агентства работают только онлайн.
На своих интернет-страницах агенты уверяют, что в их базах десятки тысяч клиентов, эффективность намного выше, чем у сайтов знакомств, а найти партнера можно за 2 — 4 месяца. Базовые пакеты услуг в Москве обойдутся в среднем в 30 — 40 тысяч рублей. За эту сумму вам подберут около десятка кандидатур, предложат консультации коуча и организуют 4 — 5 свиданий. Пакеты услуг с дополнениями, например фотосессией для портфолио или консультацией психолога, обойдутся дороже. Жениха или невесту будут подбирать в базах агентств. В обычные базы попадают люди любых профессий и возраста, с вредными привычками или без них, разведенные или никогда не состоявшие в браке — агентства открыты для всех.
Поиск кандидатов по VIP-базам агентства стоит уже от ста тысяч рублей. В такие базы отбирают девушек с учетом внешности и возраста, могут предъявить требования и к наличию детей, например, не более одного ребенка или вовсе без них. Мужчин подбирают по доходам и профессии. Потолок цен на такие услуги не ограничен. Например, в одном из агентств у клиентов-мужчин за подбор девушек модельной внешности и возраста 19 — 30 лет просят 1,5 миллиона рублей.
Размещение в базах агентств обойдется дешевле, чем индивидуальный подбор спутника жизни. Опубликовать бессрочную анкету в открытой базе можно всего за 5 тысяч рублей.
Плюсик в карту
Некоторые агентства готовы взять на себя роль своеобразных клубов свиданий. Клиенты могут прийти на вечеринку в бар, посетить вечер настольных игр или быстрых свиданий. Цены за посещение начинаются от полутора тысяч рублей. Например, на вечеринки быстрых свиданий приходит равное количество мужчин и женщин, рассказали нашему изданию в одном из агентств. Мужчины переходят от столика к столику, за которыми сидят дамы. Пары общаются, а по результатам проставляют плюсы или минусы друг другу в своих картах симпатий. Если симпатия взаимная, люди получат контакты собеседника.
Мероприятия проходят для определенных возрастных групп. Если у администратора возникнут сомнения, что данные о возрасте предоставлены верно, на входе могут попросить паспорт. Существуют группы и для людей пожилого возраста, например 70+. Пенсионеры ходят на подобные мероприятия активно и с удовольствием, рассказали в агентстве, некоторые — не один год. Даже если романтических отношений не случилось, новые знакомства и общение приносят положительные эмоции в любом возрасте.
Кандидата оценит суд
Но что делать клиентам, если поход в агентство не принес обещанного результата? «Почему я трачу свое время и встречаюсь с кандидатками, не подходящими под мой запрос и на встрече с которыми я думаю, как их не обидеть и быстрее закончить встречу?» — написал в своем отзыве в Сети один из клиентов. У законодательства есть свое мнение насчет таких ситуаций.
Деятельность брачных агентств в России не регулируется отдельным законом. По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности услуги брачных агентств относят к категории «Прочие виды услуг», сказал нашему изданию зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, юрист Александр Терновцов. Следовательно, на агентства распространяются положения главы 39 Гражданского кодекса о возмездном оказании услуг.
Например, статья 782 этой главы гласит: заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. А исполнитель вправе отказаться от исполнения договора лишь при полном возмещении заказчику убытков.

Если услуги предоставлены ненадлежащим образом, к агентствам применимы положения закона о защите прав потребителей. Например, если агентство не выполнило свои обязательства, не подобрало кандидатов, несмотря на оплату, клиент вправе требовать возврата денег или компенсации, сказал эксперт.
Если проблема связана с качеством услуги, следует обратиться с претензией в агентство, требуя возврата средств или предоставления услуги в полном объеме. В случае отказа нужно пожаловаться в Роспотребнадзор или пойти в суд.
«Однако оценить качество подбора партнера, основываясь на субъективных предпочтениях клиента, крайне сложно. Судебная экспертиза качества выбранной кандидатуры практически невозможна, так как результат услуги зависит от множества личностных факторов», — добавил Терновцов.
Гарантии безопасности
Наконец, в погоне за личным счастьем важно не нарваться на мошенников. В 2023 году СМИ сообщили о 52-летней жительнице Москвы, которая стала жертвой фейкового брачного агентства. Она отдала им почти 12 миллионов рублей, но результата не получила. Кроме того, недобросовестные агентства вместо реальных кандидатов могут предлагать актеров. А если в их базах есть аферисты, которым нужны лишь деньги, проверить это просто невозможно.
Брачные агентства не обязаны проверять кандидатов на наличие судимостей, долгов или иных потенциально опасных характеристик, отметил Терновцов. Клиентам следует самим уточнять данные о потенциальном партнере или воспользоваться услугами юристов для проверки информации.
Если подобранный партнер оказался злоумышленником, необходимо:
- немедленно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении,
- по возможности предоставить доказательства, такие как договор с агентством, переписку и другие материалы.
«Брачные агентства предоставляют деликатные услуги, где результат всегда субъективен. Поэтому при обращении в такие компании рекомендуется внимательно изучать условия договора и сохранять все документы, связанные с оказанием услуги», — заключил юрист.
Есть ли альтернатива?
По данным ВЦИОМ, создание счастливой семьи и воспитание детей — одна из главных жизненных целей для 55 процентов россиян. Именно за этим люди чаще всего идут в брачные агентства, и даже возможное столкновение с мошенниками их не останавливает.
Сейчас существует не так много безопасных общественных пространств, где можно было бы познакомиться и молодым, и зрелым людям, считает глава Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. В советское время, например, не было дистанта в образовательных организациях, работали такие общественные структуры для молодежи, как комсомол и стройотряды. И как правило, время вступления в брак и охватывало этот студенческий период.

Сегодня молодые люди имели бы возможность познакомиться, если бы студенческая жизнь существовала не онлайн, а в живых занятиях, и руководство вузов было заинтересовано в этом, считает Останина. Помогли бы доступные театры и кино, восстановление танцевальных площадок на улицах, где люди спокойно знакомились, создание других безопасных площадок для общения.
Зампредседателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов предложил создать единый сервис знакомств с аутентификацией через уникальную учетную запись человека. Например, через профиль на портале госуслуг. Это не значит, что и сами знакомства будут проходить на портале, для них нужен отдельный сервис, отметил депутат. Но идентификация уникального пользователя через какую-то государственную систему позволит сразу исключить агентства, альфонсов, двоеженцев или женщин, оказывающих интимные услуги за деньги.
Девушки, например, смогут поставить галочку в фильтрах, чтобы отсеять мужчин с задолженностью по алиментам, которые не платят деньги своим детям и ищут новую жертву. А мужчины отсеют девушек, привлекавшихся за занятия проституцией.

Ещё материалы: Виталий Милонов, Нина Останина