«Мусорную реформу» хотят притормозить
Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут перейти на новую систему обращения с отходами через три года
«Мусорная реформа» изменит систему обращения с отходами по всей стране меньше, чем через два месяца, — с 1 января 2019 года все регионы России должны перейти на новую систему обращения с отходами. Но депутаты Госдумы от Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя считают, что внедрять новые правила в городах федерального значения рано и предлагают продлить для них срок перехода до 1 января 2022 года. Какие препятствия мешают регионам начать работать по-новому с 2019-го, разбиралась «Парламентская газета».
Мусор из мегаполисов всё ещё некуда везти
С 1 января 2019 года в России будет действовать новая система обращения с отходами. Мусор нужно будет собирать раздельно — для этого во дворах должны появиться отдельные контейнеры для органических и твёрдых, например стекла и пластика, отходов. Дальше мусор поедет на сортировочные станции, а потом на мусороперерабатывающие заводы или по старинке на полигоны, но только на те, которые предусмотрены в территориальной схеме, утверждённой субъектом Федерации. Иметь доступ к мусорным потокам и нести ответственность за все этапы обращения с ними будет региональный оператор — компания, с которой регион заключит контракт. Собирать плату с жителей многоквартирных домов и предпринимателей будет также оператор, отдельно от остальной «коммуналки». Тарифы на вывоз должны быть утверждены до 1 января.
Но города федерального значения не успеют наладить новый порядок к этому сроку, считают депутаты, которые внесли в Госдуму законопроект, отодвигающий для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вступление в силу изменений до 1 января 2022 года. Дело в том, что в самих населённых пунктах захоранивать мусор запрещено, а полигоны вокруг мегаполисов и так переполнены. «Единственным выходом из сложившейся ситуации является создание современных высокотехнологичных объектов обращения с отходами. Однако на реализацию данной задачи от стадии оформления подходящих земельных участков для указанных объектов до их ввода в эксплуатацию потребуется до трёх лет», — пишут авторы документа в пояснительной записке.
Если закон примут, деятельность по обороту мусора город будет осуществлять по своему плану, согласованному с федеральным центром. Плата за вывоз в этом случае пока останется в общей платежке за коммунальные услуги.
Важно, чтобы законодательные новеллы были реализуемы, ведь они касаются чувствительных для населения тем, пояснил «Парламентской газете» необходимость данной инициативы один из её авторов депутат Госдумы от Москвы Владимир Ресин.
Москва и Подмосковье смогут взаимодействовать по-старому
Если наладить технологические процессы в масштабах Москвы получится только через три года, нужно пойти на предложенные уступки, согласился зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
«Когда мы видим, что структуры, которые работают в сфере экологии, жилищно-коммунального хозяйства и другим направлениям, не готовы, то мы об этом честно говорим и считаем, что для нормальной работы закона нужно подождать», — сказал «Парламентской газете» депутат, представляющий в Госдуме столицу.
Такие меры не должны, по мнению Выборного, повлиять на отношения Москвы и Подмосковья в плане транспортировки и утилизации мусора. «В рамках гражданско-правовых отношений мы не видим здесь ни сложностей, ни обременений для Московской области», — считает депутат.
Отходы городов федерального значения уже давно перерабатывают и захоранивают на заводах и полигонах, расположенных на смежных территориях, заключив с ними соответствующие соглашения. И строить высокотехнологичные предприятия по переработке, вероятнее всего, будут также на территориях прилегающих субъектов, пояснил Ресин.
Например, в Московской области, по сообщению главы регионального министерства экологии Александра Когана, планируется построить 10 мусороперерабатывающих заводов. Контракты на первые три уже заключили — там отходы будут не сжигать, а сортировать, перерабатывать органику, а остатки захоранивать. Предусмотрено строительство и четырёх мусоросжигающих заводов.
Отсрочка в Петербурге — на всякий пожарный
В Санкт-Петербурге тема мусора сегодня особо обострилась — смрад от полигона Новосёлки регулярно накрывает северные районы города.
«Конечно, в Петербурге, как и в других мегаполисах, есть проблема с полигонами, ведь граница региона проходит по границе города. Но Петербург уже давно заключил соглашение с Ленобластью, и мы пользуемся её территорией для вывоза отходов. Единственный полигон на территории города — Новосёлки — закрыт для приёма необработанных отходов», — обрисовал ситуацию один из авторов инициативы, заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Сергей Боярский.
Если переходить к переработке отходов, нужны и сортировочные, и перерабатывающие мощности, считает депутат от Санкт-Петербурга. И самое разумное, по его мнению, — строить их как раз рядом с Новосёлками, как это предусмотрено Генпланом. «Завод будет не мусоросжигательный, как утверждают противники строительства, а перерабатывающий, а это большая разница», — подчеркнул депутат.
По словам Сергея Боярского, город заранее подготовился к переходу на новую систему сбора и вывоза отходов: уже выбран региональный оператор, проведены конкурсные процедуры, утверждены тарифы, сейчас оператор заключает договоры с управляющими компаниями. Хотя есть и сложности: выяснилось, что далеко не все управляющие компании знают, сколько у них живёт людей, а это важный фактор. Ведь плата за вывоз мусора будет рассчитываться исходя из количества жильцов в квартире, а не как раньше в зависимости от квадратных метров.
«Наверное, нам эти три года, которые законопроект даёт Петербургу, Москве и Севастополю, особо не нужны, — считает депутат. — Но наша задача, в том числе Александра Беглова, недавно назначенного временно исполняющим обязанности губернатора, сделать так, чтобы для жителей все изменения прошли незаметно, максимально комфортно. Поэтому Беглов просил меня поддержать этот законопроект, чтобы у нас был запас по времени», — заключил Сергей Боярский.
Наша задача сделать так, чтобы для жителей все изменения прошли незаметно, максимально комфортно.
Вслед за федеральными коллегами депутаты Красноярского законодательного собрания 9 ноября тоже внесли законопроект, предусматривающий отсрочку «мусорной реформы» для районов Крайнего Севера. Здесь проблема в том, что не удаётся выбрать регоператора — никто не хочет участвовать в конкурсе, а также в том, что стоимость логистики и создание инфраструктуры обращения с отходами очень высока, и если сразу включить эти издержки в тарифы, они поднимутся до небес.
Чтобы этого не произошло, депутаты Заксобрания Красноярского края предлагают не распространять обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 1 января 2020 года.
Ещё материалы: Владимир Ресин, Анатолий Выборный, Сергей Боярский